0
1510
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.08.2007 00:00:00

Случай Антониони

Тэги: антониони, кино


антониони, кино Антониони всегда смотрел на своих героев отстраненно.
Фото Reuters

Что за тяжелое, поистине убийственное лето выдалось! С каких пор главным газетным жанром стал некролог?

Микеланджело Антониони на сутки пережил Ингмара Бергмана. Искать в этом мистику или какой бы то ни было знак судьбы – глупее не придумаешь. Одному было 89, другой двух месяцев не дожил до 95. У меня в ежедневнике на странице «29 сентября 2007» записано: «Не забыть! Антониони 95!» Все бы нам опережать судьбу, все бы нам кумиров творить, держась за них, словно за мамину ручку, все бы искать отдушину. И не верить, что они уйдут, а мы останемся с «Девочки снова сверху».

Но они уходят. Ушли. Теперь, кажется, все. Бергман, поборовший болезненный страх смерти и сделавший смерть об руку с одиночеством главными, сквозными героями своего творчества. На следующий день – Антониони, 22 года проведший без движения, лишенный способности говорить, видевший смерть так близко, что, кажется, подружился с ней. Они умудрились не оставить скандальных страниц в своей биографии, их делом, славой, экзистенцией и образом жизни было только кино. Они жили как жили – женились, разводились, Бергман плодил детей, путаясь в счете, Антониони не оставил наследников и был женат всего два раза. Для своих 95 лет человек с великим именем Микеланджело не так уж много и снял – всего-то порядка 30 картин. Бергман – тот побольше, за 60. При этом Бергман сильно не любил Антониони, а его музу Монику Витти называл дутой фигурой и скверной актрисой. Говорил, что у Антониони два шедевра – «Ночь» и «Фотоувеличение», а все остальное – скучно. Антониони, в свою очередь, недолюбливал Бергмана, считая его занудным моралистом. Джентльмены старого европейского разлива, они не позволяли себе пускать стрелы в адрес друг друга, а уж тем более стрелы, направленные в какую иную область, кроме творчества.

Муза Антониони (НГ 03.11.2006)

    • Время славы Моники Витти в итальянском кино критики часто называют «периодом сексуального оптимизма».

Антониони младше кинематографа всего-то на 17 лет. Родившийся и выросший в небогатой семье в Ферраре, Микеланджело пошел по нескользкой стезе – занялся экономикой. Потом как-то само собой и тоже случайно оказался на съемочной площадке у Марселя Карне, помогал тому снимать. Познакомился с итальянскими режиссерами, молодыми, но уже профессионалами – Феллини, Де Сантисом. Придумал сюжет для феллиниевского «Белого шейха». Он еще в Болонском университете увлекся кино, писал лихие рецензии, высмеивал комедии и развившийся клерикализм в итальянском кино. Неизвестно, получил бы мир режиссера Антониони, не обрушься на мир фашизм. Причудливым, парадоксальным путем он вытолкнул Микеланджело в мир кино по-настоящему. Антониони работал в официальном фашистском журнале «Синема», которым руководил Витторио Муссолини, сын диктатора. Молодому критику повезло – он застал еще те времена, когда можно было уйти из журнала из-за идеологических расхождений с руководством. Он ушел и попробовал между делом снять кино. В 1943-м появилась его первая лента – короткометражка «Люди из долины По» о жизни рыбаков.

Тут-то Антониони на собственной шкуре почувствовал, что такое критика. Ему понадобилось больше 20 лет, чтобы сначала на него вообще обратили внимание, а потом перестали освистывать. Антониониевское кино упорно не принимала ни критика, ни публика. Его погруженность во внутренний мир героев, хитросплетения сюжета на уровне чуть ли не нервных окончаний – в исполнении Антониони это оказалось никому не нужно. Фильм «Приключение» был скандально освистан на Каннском фестивале. У Антониони было фатальное, катастрофическое несовпадение со вкусами публики, причем разной. Его одинаково не принимали обыватель и интеллектуал, критик и прокатчик. Это ж какой волей и уверенностью в собственных силах надо обладать, чтобы один за другим упорно снимать фильмы в манере, решительно отторгаемой всем миром? Антониони всю жизнь держался прямо – и тогда, когда плевались от его фильмов, а он знал, что звездный час придет, и потом, в 90-е, когда, обездвиженный и молчащий, сумел-таки с помощью Вима Вендерса снять фильм по собственной книге – «За облаками».

Впрочем, освистать-то его освистали, но Гран-при Каннского фестиваля за «Приключение» дали. Плотина прорвалась. Освистанный и награжденный фильм вдруг получил колоссальный успех, а Антониони в одночасье стал классиком. Можно не быть его поклонником, не любить его холодноватую повествовательность и странную манеру отстраненно наблюдать за своими героями, словно дотошный ученый в микроскоп. Можно оставаться душевно холодным перед его искусственными конструкциями, но не признать грандиозность и совершенность этих конструкций нельзя. Надо попробовать встать рядом с ним и вместе разглядывать – что там под микроскопом. И откроется удивительный мир – гармоничный и чувственный. Человек с именем Микеланджело другого создать не может.

В «Забриски пойнт», который считают далеко не самым удачным его фильмом, есть вызывающая и потрясающая сцена. Когда герои падают на землю и предаются любви, неподалеку вдруг оказывается еще одна обнаженная пара. Через секунду – еще одна. Еще. И еще. И вот уже весь мир вокруг занимается любовью на фоне унылого пыльного пейзажа. В этой сцене – весь Антониони. Придуманная, вроде искусственная сцена, не сказать, что эстетически завораживающая, – у персонажей пыль в волосах, на потных телах, и даже кажется, что она скрипит на зубах. И ты словно вдруг оказываешься среди этих пар, и тебе там хорошо – не сексуально, нет, а просто понимаешь, что мир наполнен, напоен любовью. Ее надо постараться увидеть, как увидели герои, как увидел Антониони.

Художник не обязан любить мир. И мир не обязан любить художника. Они могут относиться друг к другу прохладно, как в случае с Антониони, для которого его фильмы были родными детьми, а зрители – приемными. Но они заглянули в глубь друг друга и, похоже, друг друга не сразу, но раскусили. Может, именно об этом и думал человек с великим именем Микеланджело, когда, появившись на публике в последний раз, на Венецианском кинофестивале в 2003 году, сидел на сцене и долго плакал.

Жест взаимной любви (НГ 22.11.2002)

    • Русские лица всегда вдохновляли Микеланджело Антониони

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд не рекомендует завышенные компенсации

Верховный суд не рекомендует завышенные компенсации

Екатерина Трифонова

Госказну защитят от претензий отдельных граждан в интересах всей страны

0
1788
Народному референдуму КПРФ начали препятствовать

Народному референдуму КПРФ начали препятствовать

Дарья Гармоненко

Попытка использовать госТВ для пропаганды уличных акций вызывает реакцию властей

0
1971
Инициатива поднять предельный возраст для молодежи в России с 35 до 40 лет встретила одобрительное отношение у 36% россиян

Инициатива поднять предельный возраст для молодежи в России с 35 до 40 лет встретила одобрительное отношение у 36% россиян

0
1375
Московские мусульмане уступили петербургским единоверцам

Московские мусульмане уступили петербургским единоверцам

Андрей Мельников

В Северной столице Ураза-байрам собрал большее число прихожан

0
1956

Другие новости