0
1785
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.06.2007 00:00:00

Свобода с дисконтом

Тэги: автостоп, хиппи


автостоп, хиппи Автостопом можно добраться до самого края света.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Во всем виноваты хиппи и альпинизм. У «детей цветов» никогда не было денег, но в начале 90-х это не помешало им одними из первых «распечатать» российскую границу. У Андрея и Марины Лайкаск денег не было тоже, зато была за плечами школа альпинизма, а в душе – большое желание пересечь рубежи родины. Знакомые хиппи появились в 92-м, после первого российского фестиваля «Радуга». Инструкции по выживанию за границей, полученные от них, оказались настолько исчерпывающими, что семейство Лайкаск, вооружившись 50 долларами и палаткой, наконец решилось. Для начала выбрали безвизовую Чехию.

После распада СССР в Европу хлынули потоки граждан из стран Восточной Европы. Русские, украинцы, поляки и прибалты в основной своей массе были бедны и быстро освоили автостоп. Им повезло – предыдущее поколение хиппи 70-х как раз выросло и превратилось в добропорядочных буржуа. Из ностальгических соображений бывшие хиппи подбирали голосовавших на трассах нечленов Евросоюза и нередко на прощание норовили помочь еще и материально: «Берите-берите, помним, сами были такими же». Однажды Андрея и Марину подвозил один из самых первых английских хиппи, стопивший еще в 50-х. По его словам, на островах настоящим стоппером считался лишь тот, кто смог проделать путь от Англии до Австралии. Он проделал этот путь трижды.

В первый же раз Андрей и Марина стопом объехали всю Чехию. Оказалось, что еда в чешских супермаркетах на порядок дешевле, а палатку на ночь можно разбить хоть в парке вблизи Пражского кремля. Упомянутых 50 долларов хватало даже на знаменитое чешское пиво. Тем более что оно было вдвое дешевле российского. «Чтобы стоп был успешным, не надо никуда торопиться, – говорит Марина. – Хиппи – внутренне расслабленные люди, потому что точно знают, что рано или поздно их все равно кто-нибудь подберет. К тому же у них полно времени – наши знакомые чешские хиппи однажды стартовали из Праги, планируя месяца через полтора быть в Барселоне. В кармане у них была одна дойчмарка. На еду зарабатывали продажей «фенечек», плетением афрокосичек или просто подаяниями. Если хиппи лень что-то придумывать, он просто садится на углу, бросает кепку или шляпу и спокойно кемарит. Часа за полтора хотя бы на булку хлеба и кильку в томате обязательно мелочи накидают». Впрочем, если надо покрыть за день 800–1000 км, тоже не проблема. Правда, в таком случае придется пожертвовать достопримечательностями – и французская сеть платных автодорог, и германские автобаны проходят километрах в 8–10 от крупных городов: «Мы однажды так ехали по Франции – стартовали на границе с Австрией, за полдня проехали километров 700 до Авиньона, там переночевали и на следующий день к обеду были уже в Барселоне», – вспоминает Марина. Андрей советует стопить на «тикетах» – пунктах оплаты проезда или на въездах на автобан: «На самом автобане – смысла нет. Во-первых, если тебя поймают за оградой, то обязательно оштрафуют, во-вторых, машины несутся под 200 кмилометров в час, и водители тебя просто не видят». Кроме того, официально разрешается стопить на автозаправках. Название населенного пункта, до которого требуется добраться, следует крупно писать фломастером на картонке. Лучше, если этот пункт будет находиться километрах в двухстах от места старта. Стоять в Лондоне с картонкой с надписью «Париж» – несколько неразумно.

За прошедшие годы отношение европейцев к стопперам изменилось. Голосующих граждан по-прежнему легко подбирают в Германии, Франции, странах Бенилюкса и Скандинавии, но больше из сочувствия, полагая, что люди попали в какую-нибудь неприятность. Трудно стопить в Испании – из-за Франко там не было движения хиппи, и соответственно у населения не образовалось исторической памяти. Практически не берут стопперов в Италии: «видимо, это культурная особенность – что-то вроде «моя машина – моя крепость», полагают Андрей и Марина. Самих автостопперов с годами становится меньше – по мере роста благосостояния населения в бывшем СССР и его сателлитах все больше людей могут приобрести автомобиль и, найдя в интернете попутчиков (которые скинутся на бензин), путешествовать своим ходом. «Зато становится модно стопить яхты (особенно круизные) и маленькие самолетики, летающие в Африке. За небольшую помощь по яхте – что-то прибрать или приготовить – можно путешествовать. А чтобы застопить самолет, летящий, скажем, из Уганды в ЮАР, нужно явиться на аэродром и просто в него попроситься», – говорят собеседники «НГ».

Автостоп чета Лайкаск считает настоящим приключением. Пусть 90% времени уходит на дорогу, зато впечатления, которые привозятся из таких путешествий, – совсем не сувенирные. В Иордании прошлой весной водители огромного грузовика, застопленного по пути от Красного моря до Аммана, поили Андрея, Марину и их сына Стаса кофе и наотрез отказывались принять за него деньги, потому что считали в тот момент семью Лайкаск своими гостями.

«Мы путешествуем по минимуму: не пользуемся ни гостиницами, ни ресторанами, почти всегда спим в палатке – это полный экстрим, – говорят Андрей и Марина. – В Скандинавских странах ночевки на свежем воздухе официально разрешены. Полицейский даже не может подойти и спросить у тебя документы. А в Париже лучше всего спать в Венсенском или Булонском лесу. Там уже на выходе из метро кролики под ногами шныряют, заходишь в лес, выбираешь место в стороне от основной аллеи, ставишь палатку, а утром часов в 7 встаешь и убираешь ее». На день рюкзаки и палатка оставляются в камерах хранения («в Париже, к примеру, прекрасная камера хранения в Лувре»), оставляется только «примусок», на котором в любом парке можно быстро сварить кофе, без которого Марина не может, и приготовить обед из продуктов, купленных в супермаркете или на «оптовке».

Исследовав 22 страны в Европе, чета Лайкаск перебралась на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. Дешевизна здешнего общественного транспорта оказалась настолько поразительной, что навыки автостопа находят свое применение лишь иногда, когда расписание не совпадает с потребностями. А в Сирии, к примеру, Лайкаски умудрились разбить палатку аккурат возле погранзаставы и затем долго пререкались с прибывшими автоматчиками, уговаривавшими их отправиться в отель (разумеется, наши победили!). Китайская полиция ради того, чтобы не дать «алоссо» (русским) спать под козырьком закрытого на ночь вокзала, пинками будила сограждан, спокойно спавших под этим козырьком до прихода Андрея и Марины. Вслед за тем впечатленных «алоссо» пригласили внутрь закрытого вокзала, позволив переночевать в нем.

А в Таиланде чета Лайкаск впервые пожалела об избранном принципе путешествий, после того как, гордо отказавшись от роскошного бунгало за 15 долларов в сутки (огромный дисконт по причине завершения туристического сезона), почти всю ночь спасала палатку от налетевшего урагана. А еще после того, как Марине пришлось отбиваться от огромных летающих муравьев, совершенно не указанных в глянцевом путеводителе.

Саратов


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1694
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1054
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
765
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1044

Другие новости