Идея «Великой Албании» – только для внутреннего пользования.
Фото Reuters
У большинства обывателей страна Албания почему-то ассоциируется с краем Косово. Особенно сейчас, когда косовская независимость вновь стала одной из ведущих сюжетов в СМИ. Между тем с албанцами-косоварами албанцы албанские себя, как правило, не ассоциируют вообще. Конечно, на государственном уровне, с телеэкранов и в прессе, албанские власти сочувствуют и «болеют» за косоваров, но простые албанцы очень далеки от данной проблемы. Своих хватает.
В стране, которая при правлении Энвера Ходжи на протяжении почти 40 лет постоянно готовилась к новой войне, и готовилась основательно (бункеры, бомбоубежища, стрелковые позиции и иные объекты хаотично разбросаны повсюду), но так и не дождалась удара врага, масштабы разрухи действительно поражают. Окаянного вида фасады, заброшенные и разворованные производственные мощности (включая нефтяные вышки – да, в Албании есть даже черное золото), руины мостов, акведуков и других сооружений. Местами вообще нет дорог, и таких мест пока больше. Зато полно всевозможного мусора.
Преодоление тяжелых последствий фактически полной изоляции страны за время правления диктатора Ходжи (с 1944 по 1985 год), а также переходного периода конца 1980–1990-х годов – главная и, пожалуй, единственная на данный момент задача нынешних албанских властей. Тут еще работать и работать. Впрочем, в наследство от тоталитарного режима остались не только бункеры. В результате затеянной Ходжей в 1967 году атеистической кампании к религиозному фанатизму у современных албанцев, очевидно, никакой тяги нет.
То, что большая часть населения страны, официально исповедующая ислам, далека от строгого соблюдения шариата, видно невооруженным глазом. Минареты встречаются нечасто. Еще реже из них слышны призывы муэдзинов. Женщины ходят в мини-юбках и даже с глубоким декольте, а вот хиджабы практически не встречаются. Модная дама за рулем хорошего автомобиля – столь же привычное явление в Тиране и на побережье, как и в Москве. Собственно, машина – это чуть ли не главная страсть албанцев.
Поговаривают, что в Албании самая большая концентрация «Мерседесов» в мире. Поверить легко. Здесь не столь важно, какого года выпуска автомобиль. Пусть даже ровесник той самой фройляйн Мерседес. Главное, чтобы был. Надо отметить, что, несмотря на повсеместную запущенность, нищими албанцев назвать сложно. Особенно на юге, ближе к морю. Тут и там, на фоне свалок и разрухи, возникают шикарные виллы, особняки, гостиницы, рестораны и кафе. И, конечно же, перед ними стоят припаркованными блестящие «Мерседесы». А над роскошными постройками реют флаги США, Евросоюза и отдельных европейских стран. Как правило, Италии и Германии.
Это, однако, вовсе не означает, что вся эта роскошь принадлежит иностранцам или же возникла за их счет. Существует мнение, что основная статья доходов албанцев – контрабанда и прочая криминальная деятельность. Какова доля правды в этом утверждении – тема отдельная. Но что правда есть – факт. Так, один из собеседников «НГ» со звучным именем Крешник не без гордости рассказывал, как в свое время (мол, к сожалению, сейчас такого разгула уже нет) он помогал дяде на скоростном катере переправлять в Италию «наркотики и русских девушек», а обратно буквально в спортивных сумках – «пачки наличных денег».
Правда, девушки, вероятнее всего, были не россиянками, а русскоязычными – из Молдавии, Белоруссии и Украины. Здесь, как и во многих других странах мира, русскими называют всех выходцев из бывшего СССР. Часто приходилось объяснять, что никакие мы не армяне, не азербайджанцы и не узбеки – из Российской Федерации мы, из Москвы. Кстати, объяснить это, как и что-либо другое, оказалось крайне непросто. Большинство албанцев, кроме своего языка, не знают ни одного другого, ну разве что итальянский – чуть-чуть. Другое дело, что почти все они чрезвычайно милые, общительные и отзывчивые люди.
Взаимное непонимание тут же рушил язык жестов, а главное – само желание понять друг друга. Те, что постарше, с удовольствием вытаскивали из глубин своего сознания заученные в школьные годы слова и фразы на русском. Некоторые даже вспоминали целые куплеты из стихов и песен о Ленине и революции. Казалось, к гостям из России, которая противится предоставлению Косово независимости, здесь могли бы относиться враждебно. Ничего подобного. Народ Албании в целом вообще далек от большой политики и от косовской проблемы в частности.
В отличие от того же Белграда, испещренного надписями «Не отдадим Косово!» и иными лозунгами аналогичного содержания, в Тиране «Свобода Косово!» или же «Косово – албанцам!» не пишет никто. Да и на государственном уровне подобной агитации нет. Если идея «Великой Албании» (куда должны войти кроме косовского края также дополнительные районы Сербии, части Македонии, Черногории и Греции) как-то и эксплуатируется, то в большей степени для внутреннего пользования. Некоторые наблюдатели полагают, что Тирана поддерживает косовских «братьев» ради этой самой «патриотической» идеи, которая помогает им сдерживать возникновение центробежных сил в самой стране.
Дело в том, что албанское население делится на две основные группы – на юге Тоски, на севере Геги (к ним относятся и косовары), – отличающиеся не только по диалектам, но и культурно. Открытой вражды между ними нет и никогда не было, но и единства – тоже. Как таковой «Великой Албании», где бы жили все албанцы вместе, как себе это представляют приверженцы данной идеи, никогда не существовало. Что-то похожее в соответствующих границах имело место лишь в качестве части Оттоманской империи до 1912 года. Затем возникла Албания в ее нынешних пределах, а то же Косово было занято сербами.
С тех пор, а это почти целый век, косовары и албанцы жили, фактически не соприкасаясь друг с другом. Красноречивым примером отношений между ними являются события 1999 года. К спасавшимся от войны беженцам из Косово албанское население проявило особую «солидарность». Свое «гостеприимство» они в буквальном смысле оценили очень высоко, втридорога предлагая своим «братьям» и кров, и продовольствие, и даже сигареты. Вот такой исторический факт.
Тирана–Фиер–Влёра