В то время как западных рок-музыкантов порой считают пропагандистами наркотиков и беспорядочного секса, дьяволопоклонниками и чуть ли не «антихристами», звезды российского рока, за редким исключением, чересчур «кокетничают с боженькой». А те, кто пока еще «не в теме», рано или поздно претерпевают метаморфозы и уходят в религию. В силу модных тенденций их привлекают инородные учения, будь то буддизм или растафарианство...
Трансформация Константина Кинчева, лидера группы «Алиса», в православного христианина стала для всех неожиданностью. Все помнят его антирелигиозные выпады, когда он называл Церковь «Конторой» и довольно нелестно отзывался о священнослужителях. Музыкант крестился в 1992 году, но и после этого долгое время шел наперекор православию. Существует мнение, что его языческие увлечения были искушением и тяжелым испытанием на пути к «истинной» вере.
Через несколько лет после крещения лидер «Алисы» успокоился и назвался «рядовым ополченцем против дьявола». С тех пор стал носить при себе алюминиевый крестик и миниатюрную иконку. Перед выходом в зал Кинчев молится Богу, а приглашенный священник перед концертом освящает сцену и «очищает зал от всякой скверны».
Музыканта, олицетворяющего образ рок-негодяя, решиться на столь серьезный шаг сподвигли долгие поиски себя, чрезмерная зависимость от наркотиков и алкоголя. Как говорит сам Кинчев, авантюрный склад ума и пагубное воздействие наркотиков нередко могли свести неокрепшую душу на преступный путь. Что в принципе и произошло с его «друзьями по двору»: кто-то погиб, кто-то сидит на нарах. Кинчев уверен, что именно Всевышний помог ему избавиться от наркозависимости.
Поклонниками это решение было воспринято неоднозначно, впрочем, любить своего кумира они не перестали. Кинчев сразу расставил все точки над «i», разъяснив, что рок-музыка не может быть антирелигиозной, антихристианской или христианской. «Рок сочетается с религией так же, как любая другая профессия. Творческая профессия – это форма, которую наполняет смыслом сама личность. Нельзя говорить о «христианском» роке или о роке «антихристианском». Таких не существует. Существуют люди, пытающиеся строить свою жизнь ради Бога или же вопреки».
Лидер «Алисы» осознает, что рок-музыка – это страстное и даже грешное занятие. «У меня нет особых иллюзий по этому поводу, как нет и пламенной любви к року как к чему-то светлому и непогрешимому. Как христианин, я чувствую себя там партизаном, то есть воюю на территории врага. Я остался в этой профессии, потому что вижу реальные результаты, вижу, что могу кому-то помочь».
Свои концертные туры рокер выдавал за миссионерскую деятельность. На одном из них Кинчеву составил компанию профессор богословия, дьякон Андрей Кураев. «Христианство не должно быть сладеньким. В нем есть место и Божию гневу. И только рок, как никакая другая музыка, способен полноценно выразить эту идею», – считает известный проповедник.
Для рок-музыканта Кинчева воспевание Бога посредством примитивного языка – абсолютная пошлость. «Все попытки протестантского мира совместить хвалу Господу с сусальной музыкой – фальшивка. Если бы я думал о том, как донести свое слово до более широкой аудитории, то превратился бы в попсовика. Когда задумывается новый альбом, я стараюсь быть актуальным и современным, а не модным. Таковым тебя делает непраздное отношение к вечности, к темам добра и зла, жизни и смерти, света и тьмы».
Впрочем, нравственные перемены Кинчева никак не сказались на его мрачном ансамбле, вызывающих костюмах и нездоровой загробной атмосфере, царящей на концертах «Алисы». «На концерте мне удобно выступать в шортах или балахоне. Рокер должен общаться с рокером на одном языке. В храм Божий я пойду в подобающей одежде», – говорит Кинчев. Сценический образ шута и подобающее визуальное сопровождение – неотъемлемые и фирменные атрибуты группы.
По словам музыканта, религиозный посыл зашифрован в текстах песен, поэтому обращение Кинчева в православие не отразилось на фирменной брутальной мелодике группы. «Во время концертов я делюсь своим мировоззрением с людьми, которые не ходят в церковь, я обращаюсь к тем, кто еще не выбрал свою дорогу, а только ищет». У Кинчева есть конкретные примеры и истории, когда поклонники после прослушивания его пластинок и посещения концертов постепенно приходили к вере. О поголовном воцерковлении говорить не приходится, но результат все же есть.
Среди своих поклонников рок-музыкант ведет настоящую пропагандистскую деятельность, преподнося религию как панацею в борьбе с наркотиками. Ведь он убедился в этом на собственном опыте. «Нельзя вылечиться, очистив кровь физраствором, потому что дальше будет то же самое. Вопрос в том, чтобы исцелиться, стать цельным человеком. Что такое наркотик? Это бесы, которые овладевают человеком, гнездятся в нем, живут припеваючи и требуют дозы еще, еще и еще. Далеко не сразу, но только благодаря исповедям и причастиям, я сумел побороть свой недуг», – утверждает лидер «Алисы».
Это не единственное откровение Кинчева. Рокер призывает поститься (сам он не дает концерты во время поста), молиться, не делать татуировки, посредством веры бороться с недугами, с которыми он так или иначе сам сталкивался в жизни. Он настоятельно рекомендует своим слушателям заводить семьи, так как они являют собой образ «малой Церкви». «Модель семьи – это показатель того, как ты строишь свою жизнь: или во имя Бога, или вопреки».
Музыкант хвалится тем, что его дочери воцерковленные, знают все догматы церкви, причащаются, соблюдают посты. Однако стоило отцу поместить их в загородный монастырь, девочки не выдержали и сбежали.
Вспоминая громкие высказывания лидера «Алисы», нельзя пройти мимо идеи восстановления единства церковной и светской власти. Вот что говорит Кинчев: «Я вижу будущее России в симфонии властей: власть светская на все решения должна получать благословение от духовенства, президент должен идти рука об руку с Патриархом, тогда будет и держава крепнуть».