Некоторым «Кот» разрешает себя погладить.
Фото автора
Если расхожая характеристика Армении – Страна камней, то Ереван можно называть Городом памятников. В путеводителях указано, что их в армянской столице более ста. Но в буклетах сосчитаны памятники, посвященные значительным событиям или выдающимся деятелям. Реально их намного больше ста, и это без бесконечных орлов и бесчисленных хачкаров – вырезанных в камне крестов с разнообразнейшими орнаментами.
Например, еще на подъезде к Еревану по полю «беспорядочно» раскиданы гранитные буквы армянского алфавита. «Разве недостойно уважения то, что нашей письменности 1600 лет?!» – говорят армяне. В самой же столице, особенно в центре, кажется, нет свободного сквера или пятачка, не украшенного какой-нибудь фигурой. Герой эпоса Давид Сасунский и легендарные полководцы Мамиконян, Андраник, Баграмян, Исаков, генерал-фельдмаршал, граф Эриванский Иван Паскевич, фамилию которого благодарные армяне порой вписывают в свидетельство о рождении ребенка в графу «имя», поэты и писатели, художники и композиторы Туманян и Терьян, Исаакян и Грибоедов, Айвазовский и Чаренц, Саят-Нова и Комитас, монументальный Сарьян и экспрессивный, как сочиненная им музыка, Бабаджанян, создатель письменности Маштоц и гениальный градостроитель Таманян, режиссер Параджанов и клоун Енгибарян, революционеры Налбандян и Шаумян соседствуют с оппонентом Нжде (не здесь ли берет начало армянская политика комплементаризма?), Петр Первый и шахматный король Петросян, мемориал Геноцида и мемориал Холокоста, 50-метровая «Мать Армения» и трогательный «Мальчик, продающий воду», авангардная «Меланхолия века» Ерванда Кочара и блуждающий (его переносят с места на место) «Карабала» – конкретный ереванец середины прошлого века, в приступах человеколюбия раздававший прохожим букеты цветов...
А есть еще гигантский террасный культурно-развлекательный комплекс «Каскад». Его строительство продолжается, но сам он уже трещит от обилия каменных и металлических зайцев-акробатов, птиц, людей, силуэтов и прочей рукотворной всячины от армянских и зарубежных скульпторов. Здесь же работа гениального колумбийского ваятеля Фернандо Ботеро «Римский воин (гладиатор)». Сторонник гипертрофированно-пышных фигур, автор высказывания: «В искусстве, пока у тебя есть идеи и рассудок, ты обязан представлять природу в искаженном свете. Искусство – это деформация», Ботеро до чудовищных размеров деформировал ягодицы своего «римлянина» и наградил его детородным органом со спичку. «Хулиганство!» – ереванцы поначалу плевались в сторону подарка Фонда американского миллионера Джерарда Кафэсчяна, на деньги которого здесь же, на «Каскаде», будет возведен Музей современного искусства, а потом попривыкли...
Сидим с давней приятельницей, ведущим экспертом Ереванского пресс-клуба Линой Погосбекян за чашкой кофе, который в армянской столице продается на каждом шагу в многочисленных уличных кафе, говорим о проходящих парламентских выборах (дело было 12 мая), о приближающемся, по прогнозам метеорологов, небывало жарком лете, о том о сем. «А «Кота» ты видел?» – спрашивает Лина. Оказалось, в Ереване целых две работы блестящего колумбийца – описанный «Римлянин» и «Кот» или «Кошка» – тоже подарок Фонда Кафэсчяна.
«Кот» появился в Ереване недавно, но успел стать его неотъемлемой частью. Отношение ереванцев к нему противоположное: одни его обожают, другие – терпеть не могут. Но практически все сходятся в том, что «Кот» наделен таинственными способностями – от погоды ли, от солнечной активности ли, то ли черт знает от чего он выглядит по-разному: то добродушно усмехается в усы, то злобно таращится на окружающих, то устраивает разные┘ словом, вроде знаменитого Бегемота. «Ты не мог его не видеть, он там же, на «Каскаде». стоит!» – Лина убедила меня в необходимости еще раз направиться к комплексу.
Как можно было пройти рядом и не заметить двухметровое творение Ботеро?! Видимо, это из-за его сверхъестественных свойств. То, что «Кот» необыкновенный, стало понятно сразу. Он не хотел, чтоб его фотографировали. Как только я навел аппарат, разрядились аккумуляторы. Во второй поход к «Коту» вдруг перестал выдвигаться объектив, и пришлось обращаться в мастерскую. С третьей попытки «Кота» все-таки удалось запечатлеть, но с трудом – несмотря на пасмурную погоду, своенравное животное отчаянно бликовало. Переснимать не позволили обстоятельства: двое прохожих разговаривали о том, что в городке Степанаван на избирательных участках произошли массовые драки. Пришлось нанимать машину и мчаться на север Армении. «Какие драки? Вы о чем? В последний раз здесь в прошлом веке дрались, – сказал мэр города. – Пройдитесь по участкам – убедитесь сами». Так и оказалось, зря съездил – только до сих пор не избавлюсь от ощущения, что поездку эту «Кот» подстроил в отместку за мою назойливую фотоохоту.
Ереван–Москва