Кайф ловят и байдарочники, и их болельщики.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
«Тула, Тула, Тула-ла!» – непрестанно звучит в голове припев какой-то легкомысленной песенки. Вполне подошло бы под стук вагонных колес, если бы мы прикатили из Москвы в Тульскую область на электричке, а не шикарно – на специально заказанной туристической «Газели», домчавшей нас до места почти за два часа. К слову, на электричке туда добираться часа четыре – не ближний свет. Впрочем, этимология слова «Тула», по Владимиру Далю, – от «тулиться» (прятаться) или от древнерусского слова «тулъ» (колчан для стрел) – вполне созвучна идее поездки: скрыться от столичного гама и суеты. Возле украшенного белоснежной колоннадой Московского вокзала нас подкарауливает извечный тульский бренд – развалы узорчатых пряников всех видов и мастей.
Впрочем, и помимо самоваров да пряников на улицах Тулы немало занятного. Тут – ресторан-бистро в виде стилизованных трамвайчиков, испещренных вывесками на русском и английском. В отличие от московской «Аннушки» на них, увы, не прокатишься. Там – причудливый газон, оформленный на манер японского садика. На витрине магазина сантехники – «Мыслитель» Родена скромно присел на край унитаза. Что ж, логично: где же еще лучше думается? Вряд ли бесстрастно минуешь надпись «Сотовый ломбард», в котором туляки, видимо, закладывают последние мобильные телефоны. Или, скажем, редкая вещь – телефоны-автоматы в ностальгичном советском стиле: кнопочки, расположившись по кругу, имитируют диск.
Впрочем, это всё вещи, замеченные краем глаза. По-настоящему же богата Тула туристами – своими и пришлыми, а если сказать точнее – отчаянными байдарочниками, выходящими на воду даже в самый что ни на есть жуткий холод. Вот и в эту субботу на притоке Оки – извилистой речушке Вашане традиционно (то бишь уже второй раз) проходил байдарочный сплав «СкиТулец-2007».
Капризное солнце не хочет выглядывать сквозь бледно-серую вату туч, непрерывно дует пронизывающий ветер. На склоне возле реки организаторы соорудили огромный лохматый костер из привезенных с собой корявых пней и бревен, и участники сплава и сухопутные болельщики облепили его, как ночные мотыли лампу. Идут в ход припасенные на случай холода горячительные напитки и бутерброды с колбасой. Под старым разрушенным мостом – на таком впору снимать фильмы про войну – весело бурлит резвая Вашана. От старта до финиша экипажам предстоит пройти 35 км. Паводок уже закончился, и лишь по оголенным корням деревьев да по траве и мусору, зависшим на окрестных кустах, можно угадать, как сильно разливалась речка. А сейчас, говорят знатоки, уровень воды уже летний. Так что водникам почти ничего не грозит, ну┘ кроме разве зябкого холода, ветра, косого дождя, порогов, завалов и бобровых плотин.
В долине Вашаны расположился байдарочный народ, в основном прибывший на своих авто. На земле снаряжение: шлемы, спасжилеты, непромокаемые мешки – гермы, и, самое главное, пока еще наполовину сдутые суда – «Флаи», «Скауты», «Каньоны», «Щуки». Такие байдарки знатоки именуют «надувастиками», в этот раз их большинство. Наконец-то удается внимательнее разглядеть небольшие востроносые каяки. Этим легким и юрким судам не грозит прокол, к тому же не нужно возиться со сборкой: забросил его в багажник или на крышу авто – и готово.
Тут же вверх-вниз по крутому склону ползает чудо спасательной техники – желтый «козлик», путем смены колес на более крупные и еще ряда корректив превращенный в живописный внедорожник. Его воздетая к небу выхлопная труба невольно наводит на мысль, что внутри кабины – угольная топка с приставленным к ней кочегаром. «Когда же наконец старт-то будет?» – невольный вопрос новичка. Оказывается, на «СкиТульце» нет дружного старта по свистку, здесь царят индивидуализм и свобода творчества. Каждый экипаж стартует как сможет, по мере желания и готовности. Экспрессивные байдарочники исподтишка выражают кило презрения каякерам. Похоже, у них некая спортивная война, вроде как между лыжниками и сноубордистами. А проводившие их «сухопутники», в шутку именующие себя береговыми крысами и втайне довольные, что им не пришлось лезть в холодную воду, отправляются к месту финиша, дабы вечером встретить победителей.
К вечеру узнаем, что все экипажи прибыли к финишу. Правда, без аварий не обошлось. Когда одну байдарку затянуло под торчащую арматуру, участников, принявших изрядную дозу допинга, пришлось вытаскивать на берег. Поработал на водной трассе и упомянутый «козлик». Посидев с песнями у костра и попробовав эксклюзивного напитка – «мозгобойки», изготовляемого из крепкого, сладкого чая на спирту, забираемся в палатку, в спальный мешок, рассчитанный на 0 градусов, и все равно, чтобы согреться, приходится натянуть на себя еще и болоньевое пальто. На завтра синоптики обещали температуру –2 и снег, а организаторы – байдарочную эстафету со стрельбой из рогаток и лука. Но это для водников уже детские «покатушки» по сравнению с тем, что пройдено. Правоверных байдарочников мокрыми штанами и холодом не испугаешь.