Если мусор складывать не по науке, спастись от него будет негде.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В России экология – тема пока рискованная, маргинальная. Оно и понятно. Как правило, задумываться об экологии начинают в «сытом» обществе.
В Западной Европе состоянием окружающей среды озаботились с начала восьмидесятых годов. Партия «зеленых», возникшая в Германии примерно в это время, набирала голоса именно за счет экологической направленности своей программы. Даже письма из партийного аппарата всегда составлялись на сероватой бумаге, полученной из переработанной макулатуры. Как ни странно, ни эта, ни другие причуды «зеленых» сумасшествием никому не казались.
Согласно новейшему исследованию, представленному недавно в Париже на конференции по экологии, природного газа для нужд Европы хватит не более чем на 30 ближайших лет. Те, кому сейчас по 50, могут спокойно откинуться на спинку кресла и забыться. Газовым магнатам, а также всем, держащим руку на заветном нефтяном вентиле, прибыль обеспечена. При растущем дефиците ресурсов цены на них будут расти. А вот что будет с теми, кому сейчас по 10–15 лет?
На поверхностном, бытовом уровне процесс осознания своей ответственности за жизненную основу нашего человеческого рода проходит в ФРГ намного интенсивнее, чем в России.
Вырубив почти все леса, истребив диких зверей, загадив реки и озера, а заодно и грунтовые воды, в ФРГ задумались об охране природы. Теперь немцы задаются вопросом, как понизить потребление энергии, как оградить человека от отрицательного влияния окружающей среды, как оставить будущим поколениям чистую планету.
Ни в одном общественном учреждении Германии вы никогда не увидите текущего крана или туалетного бачка. Такие неполадки относятся к категории ЧП и устраняются с космической скоростью. Простой обыватель расскажет вам, что ресурсы питьевой воды на планете ограниченны. Что есть регионы, где не то что для мытья, для питья пресной воды не хватает. Поначалу я не понимала: а мне-то какая разница? Пока не услышала в пятый и десятый раз объяснение для дураков: очистка воды стоит денег, затрат электроэнергии и химикатов. Каждый прогон через очистные сооружения снижает качество попадающей в грунтовые воды жидкости.
Но не только в сфере водопотребления для немцев характерно маниакальное на наш, российский взгляд поведение. Посчитав, сколько миллионов тонн мусора в год приносят красивые упаковки всего и вся, немцы решили сдавать их во вторсырье. Это происходит повсеместно. Осознание необходимости разделять упаковки, бумагу, кухонные отходы и прочий мусор пришло поздно, но уже въелось в плоть и кровь. Вот и мы собираем дома упаковки в так называемый «желтый контейнер». Раз в неделю контейнер заменяют на пустой, мусор увозится на переработку. Когда я приезжаю в Москву, возможности разделять мусор мне как-то не хватает. Но все равно рука тянется к несуществующему второму мусорному ведру. Привычка...
Кстати, от картонных и пластиковых упаковок можно избавиться еще в магазине. Не нравится – бросай их в находящиеся тут же отдельные контейнеры. Признаться, сначала такой способ меня коробил. Но потом я убедилась, как много упаковочного мусора выношу за один только поход в магазин, – и стала бодро освобождать свои продукты от ненужного веса.
Два года назад, узнав, какой вред наносится природе массовым производством пластиковых и жестяных сосудов, бундестаг принял закон о введении специального налога на бутылки и банки из жести и пластика. Протестов было много, тем более со стороны производителей. Однако постепенно все привыкли. Вот и таскаем мы наши пластиковые бутылки на пункт сбора. А как же иначе: ведь каждая стоит теперь 25 евроцентов!
Строгие правила были недавно введены и для утилизации старых электрических приборов. Теперь в Германии телевизоры, компьютеры, холодильники и прочие вышедшие из употребления предметы цивилизованного быта не разрешено выбрасывать абы куда – надо идти на специальные приемные пункты, где их должным образом распотрошат и отправят во вторсырье. За утилизацию платит производитель. То же самое происходит и с обыкновенными электрическими батарейками. Для них в каждом продуктовом магазине стоит особый контейнер.
Тема охраны окружающей среды за последние 20–30 лет так же прижилась в общественном сознании, как и тема здорового питания. Уже в начальной школе дети узнают о моделях раздельного сбора мусора, учатся экономить электроэнергию и воду. Интенсивная пропаганда ведется на всех уровнях: в прессе, образовательных учреждениях, на рабочих местах.
Больше всего старается в этой области государство. Конечно, промышленные лоббисты не так уж и приветствуют строгие государственные ограничения. Вот и на недавний саммит ЕС промышленность отреагировала критикой. Но, как и в каждом деле, в охране природы тоже важно начало. Целую неделю после саммита вся пресса Германии говорила об экологичном природопользовании и поведении. Теме экологии отводились первые полосы газет и лучшее время эфирного вещания. А десять дней спустя в Потсдаме проводился климатический саммит «восьмерки». На нем присутствовали и представители России. Надеюсь, «чужие» экологические проблемы станут и нашими.
Кстати, о птичках: в фауне Берлина представлены не только голуби, воробьи и крысы, но и кролики, лисы, ежи, белки, барсуки и более чем 80 видов птиц. Вот вам и экология!
Берлин