0
1215
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.04.2007 00:00:00

Мир, труд, май и крестный ход

Андрей Зайцев

Об авторе: Андрей Николаевич Зайцев - журналист.

Тэги: кремль, сталин, солженицын


«Утро красит нежным цветом/стены древнего Кремля, Просыпается с рассветом/ вся советская земля». Эти хрестоматийные строки, многим знакомые с детства, показывают важность не только Красной площади для сознания человека советского, но и преемственность некоторых представлений о сакральном пространстве. Для человека, жившего до 1917 года, она была колыбелью духовной и светской власти (в Кремле, в Успенском соборе, располагалась резиденция Патриарха, в Кремле же находились княжеская усыпальница и домовые храмы князей и царей допетровской Руси).

Начиная с 1917 года и до распада СССР, Красная площадь была центром своеобразных «сакральных действий» новой власти. Здесь проходили майские и ноябрьские парады и демонстрации, находилась «святыня» советского народа и всех коммунистов – мавзолей Ленина, в котором до сих пор лежат «мощи» большевистского «святого».

Главный весенний социалистический праздник отмечался 1 мая. История возникновения этого торжества выглядит следующим образом: 1 мая 1886 г. чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня. Все это закончилось столкновением с полицией и кровопролитием. Через три года, в июле 1889 г., Конгресс II Интернационала принял решение о ежегодном праздновании этого дня.

Конечно, чикагские рабочие могли требовать улучшения условий труда в любой другой день. Но нельзя забывать, что 1 мая в католическом календаре – это день святого Иосифа-труженика. А среди демонстрантов было немало католиков.

В Советском Союзе день всех трудящихся почти сразу же приобрел всенародное значение. Для этого достаточно посмотреть любую советскую кинохронику. Мы увидим, что сценарий демонстрации был отработан до мелочей: колонны шли в определенном порядке, главные радио-, а впоследствии и теледикторы страны рассказывали о том, как проходят демонстрации, начинавшиеся в одно и то же время (разумеется, с учетом часовых поясов) во всех городах и весях страны.

Что же это напоминает? Перенесемся в одно из недавних весенних воскресений. Часы пробили полночь, и нарядные люди со свечками, иконами и хоругвями обходят церковь с пением: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Перед нами центральный момент празднования главного торжества всех христиан – Пасхи или Светлого Христова Воскресения. Крестный ход на Пасху еще недавно был не только объектом сатирических изображений художников агитпропа, но и своеобразным «брендом» христиан. Естественно, большевики и новая власть мечтали создать свои обряды.

«Намечается для более активного введения в быт советских людей безрелигиозных праздников и ритуалов провести по этому вопросу совещание партийных, советских работников, предусматривать в проектах застройки городов и поселков строительство Дворцов счастья... установить┘ порядок официальной части при регистрации ребенка, выдачи паспорта, бракосочетании и при других важных событиях в жизни советских людей». Этот фрагмент из постановления ЦК КПСС 1964 года красноречиво показывает подсознательное желание советской власти подменить христианские и иные религиозные праздники и обряды обрядами советскими. Вряд ли при этом коммунисты стремились к сознательному кощунству. Напротив, они всеми силами стремились построить «новый мир», победу социализма в одной отдельно взятой стране, воспитание нового типа советского человека.

Советская власть прилагала титанические усилия, чтобы отказаться от любых ритуалов и обрядов, но попытки эти были обречены на провал, и творцам революции приходилось вливать «новое вино в старые мехи». Казалось, сама история мстит большевикам, вынуждая их копировать привычные формы. Даже Троцкий, самый ярый противник всего старого и религиозного, одно из своих обращений к солдатам начал словами: «Что ты делаешь, делай скорее». Это прямое цитирование слов Христа, обращенных к Иуде накануне предательства. Кстати, в 1918 году в городе Свияжске большевики поставили памятник Иуде – «первому революционеру».

В июле 1941 года бывший семинарист Иосиф Сталин обратился к народу с традиционным обращением «Братья и сестры», которое обычно звучит из уст священника с церковного амвона. Многочисленные коммунистические пропагандисты обильно цитировали Ленина: «Кто не работает, тот не ест», вероятно, не зная о том, что эту фразу вождь мирового пролетариата «позаимствовал» у апостола Павла.

Эту противоречивость поступков новой власти отмечают и писатели. Пантелеймон Романов создает двухчастную новеллу «Две Пасхи». В первой несчастные комсомольцы хотят дать антирелигиозное представление у храма, изображая основных христианских «персонажей»: Христа, Деву Марию, чертей, ангелов, чтобы отвлечь верующих от богослужения, но из-за неразберихи с переводом часов мерзнут два часа на холоде. Во второй части те же комсомольцы приглашают народ в клуб на антирелигиозное выступление, написав, что пенсионеркам вход бесплатный, и в результате представление тоже срывается из-за давки.

Максим Горький в романе «Мать» приводит рассказ о Павле Власове, который на первомайской демонстрации первый поднял знамя и понес его впереди колонны, несмотря на угрозы со стороны казаков (своеобразный аналог православной хоругви или иконы, которую носят на Пасху впереди крестного хода). Михаил Зощенко в сборнике «Голубая книга» приводит маленькую, почти житийную новеллу о том, как храбрая революционерка-подпольщица еще при царском режиме, рискуя жизнью, печатает в типографии листовки, а потом, смешав их с рекламными буклетами, на виду у полиции раздает листовки рабочим.

Неудивительно, что, устраивая массовые шествия, новая власть препятствовала празднованию Пасхи. Она то запрещала крестные ходы, то делала их проведение практически невозможным, нагоняя к храмам толпу пьяных хулиганов, из-за которых верующие с опаской совершали крестный ход, сопровождаемый огоньками сигарет и матерными выкриками. (Об этом небольшой рассказ Александра Солженицына «Пасхальный крестный ход» и многочисленные воспоминания верующих – свидетелей того времени.)

В результате получается причудливая картина того, как революционеры сначала становятся «традиционалистами» по форме, а затем и по содержанию. Вспомним высказывания Геннадия Зюганова о том, что коммунисты никогда не боролись с православием, а партиец теперь может быть верующим. Самый же яркий пример «синтеза» советского и православного – это массовые походы в Пасху на кладбище, несмотря на все заявления духовенства о том, что на Пасху этого делать не стоит!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1695
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3651
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2702
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2206

Другие новости