Дитер со своим верным Пикассо нашли друг друга и счастливы.
Фото автора
В Москве 58 тысяч бездомных собак. Так, во всяком случае, написано на щите возле эскалатора метро. Как их посчитали, непонятно. Но собак действительно очень много. Сбиваются в стаи, ездят на общественном транспорте, кормятся возле съестных палаток, живут новой для домашних животных жизнью. Да и не домашние уже они, хотя и не дикие. Что-то усредненное, неопределенное. Вроде нас: не цивилизованные, хотя и не совсем дикие.
А в Германии бродячих собак нет. Если хозяин не справляется с животным, не может или не хочет его больше держать, он сдает его в Tierheim – приют для зверей. Там всякие звери и птицы – в том числе собаки, конечно. Содержат их с немецкой добросовестностью, в чистоте и достаточной сытости. Средства такие приюты получают из разных источников. Иногда им оставляют немалые суммы по завещанию.
Желающие могут взять себе приглянувшуюся животину из приюта. Но сделать это не так просто. Работники приюта сначала выяснят, в каких условиях предстоит жить зверю. И в первые полгода после того, как его отдадут, тоже придут с проверкой. Если собака большая, серьезная, будущий хозяин должен принести справку из полицейского управления о своей благонадежности и еще – сдать экзамен. Вопросов много. Например: как по внешнему виду, по выражению морды определить, что намеревается делать пес, не готовится ли к агрессии, или как подозвать спущенную с поводка (разумеется, только в совсем безлюдном месте) собаку, если она опьянела от свободы и ее невозможно поймать (ответ: сделать вид, что уходишь, и собака сама подбежит). Можно подготовиться к тестам самостоятельно, можно ходить на специально организуемые занятия. Но экзамен не так прост.
Добродушный здоровенный Дитер, владелец дебаркадера для катеров на Рейне, хотел взять пса по кличке Пикассо – помесь стаффордширского терьера и боксера. Условия на дебаркадере, где есть все удобства, включая горячую воду и душ (сам хозяин живет там же), были признаны удовлетворительными. Справка из полицейского управления подтверждала добропорядочность. А вот экзамен пришлось сдавать дважды – первый раз незадачливый Дитер провалился. Все кончилось хорошо, и Пикассо, ничем не напоминающий того, чье славное имя почему-то носит, но зато похожий на Дитера, вместе с ним коротает зимние вечера на кожаном диване перед телевизором.
Облюбованная собака может при ближайшем общении оказаться неподходящей, не сойтись характером с будущим хозяином. Поэтому разрешается предварительно взять ее на несколько часов, погулять, привести к себе домой. Такой пробный брак. Правда, предварительно тоже надо сдать экзамен – облегченный, прямо в приюте. Когда пса берут окончательно, сдают экзамен официальному государственному ветеринару.
Устраивать экзамены по разным поводам – какая-то немецкая страсть. Чуть ли не любое хобби – лишь после экзамена. Хочешь ловить рыбу (само собой, в разрешенных местах) – сдай экзамен. Опять-таки, занятия по выходным, 40 учебных часов – общее рыбоведение, природоведение водоемов и рек, законы о защите природы, виды рыб и их особенности, устройства для ловли рыбы. За два часа надо ответить на 60 вопросов, причем сделать не больше 15 ошибок. Экзамен платный – больше ста евро. И справочку ведь не купишь. Ловить рыбу, не получив права, – нарушение сразу нескольких статей Уголовного кодекса: о браконьерстве, воровстве, защите природы, в некоторых случаях даже о живодерстве.
В прелестном кафе пряничного старинного городка на внутренней стороне двери дамского туалета художественно выполненная надпись: «Ordnung ist das halbe Leben» – «Порядок – половина жизни». Немецкая ментальность. В России же, как повелось издревле, земля велика и обильна, порядка же в ней нет. Вот и собаки стаями носятся по столице, чего представить себе невозможно в Германии. Зато умом Россию не понять, аршином общим не измерить, чем и гордимся. Справедливо заключил когда-то Добролюбов, сочинявший, кроме изучаемых в школе критических статей, еще и сатирические стихи: «Не пойдет наш поезд, как идет немецкий».