Пока будут стоять курени – казачьему роду переводу не будет.
Фото Валерия Киселева (НГ-фото)
Станица Елизаветинская разметалась на живописном берегу в низовьях Дона. В центре – площадь-майдан. Здесь же, по периметру, построенные задолго до революции атаманская управа, станичная больница, дом священника, женское училище, каменные дома тогдашних богатеев... А за ними – деревянные дома-курени на сваях с камышовыми крышами и выкрашенными в голубой и зеленый цвета ставнями.
Дух тут особый
В старину казаки строили свое жилище, не задумываясь о правильности улиц. Каждый ставил дом где хотел. Вот и перемешались все улочки и переулочки. Именно поэтому найти дорогу к старой казачке Елизавете Федоровне Прошкиной непросто.
В морозный день за окном виден застывший Дон, подвывает ветер, а здесь, в доме у 80-летней хозяйки, тепло и уютно. Жар идет от печи, которую топила еще ее бабушка. Несмотря на то что в дом проведен газ, здесь топят по старинке: считается, что от печки идет «особый дух».
В курене три маленькие комнаты и «зала» (так называет хозяйка самую большую, метров пятнадцать, комнату) с побеленными стенами и скрипучими половицами. Здесь особенно нарядно – сервант с посудой, посредине стол, застеленный вышитой скатертью, и венские стулья вокруг него, в одном углу икона с лампадкой, в другом – телевизор. На стенах повсюду семейные фотографии. Много цветов – герани, олеандры. Они, как пышный сад, растут в больших кастрюлях, аккуратно обвернутых в старые плакаты и газеты.
Вспоминая свое детство, Елизавета Федоровна рассказывает, как во время весеннего половодья заливало всю станицу. Каюки (плоскодонные лодки) сновали между куренями, а рыбу сетками ловили прямо с крыльца. Вот потому и поставили дом на сваи. А чтобы в нем счастливо жилось, при строительстве под углы положили монеты.
Жилище казаков – это курень. Есть различные толкования этого слова. Одни исследователи считают, что название казачьему дому дали «курные избы», в которых первоначально жили казаки. Другие уверены, что слово «курень» связано с казачьим Кругом, который собирался на майдане или в становой избе. А поскольку «круг» по-монгольски – «курень», то и избу, где собирался Круг, казаки тоже называли куренем.
По словам донского историка Галины Астапенко, мы не можем говорить о жилищах казаков в XVII веке как об образцах самобытной донской архитектуры. Поскольку сюда стекались крестьяне со всех уголков России, Украины и других мест, то каждый в строительство своих домов привносил что-то свое: рубили связевые избы, лепили хаты с высокими соломенными крышами. И только постепенно, под влиянием географических, климатических и экономических условий жизни у казаков Дона вырабатывается новый тип постройки – казачий курень.
Курень наоборот
Разным районам Дона присущи свои типы домов. На Нижнем Дону, к примеру, курень строился на высоком фундаменте-подклете, ибо во время разливов первый этаж заливало, а второй этаж, жилой, оставался сухим. Дом был опоясан балкончиком, который у казаков называется балясником, он служил для открытия и закрытия ставен. Окна были украшены резными наличниками.
Дом возводили из деревянных пластин (еловых или сосновых). Делали курени и набивными из глины, смешанной с соломой. Как рассказывает Галина Астапенко, обычно казачий курень имел от двух до пяти комнат: столовая, зала и спальни. Первая от входа комната была и передней, и кухней, и столовой. В этой комнате находилась печь, которую топили кизяками или бурьяном.
В каждой комнате висели иконы. В зале стояла горка с праздничной посудой, которая больше служила для украшения. На стенах висели зеркало, семейные фотографии, портреты царей, репродукции и, конечно же, гордость казака – оружие. Стены домов окрашивались в яркие цвета: синий, голубой, красный. Крыши делали четырехскатными и покрывали чаканом (болотное растение) или камышом, богатые казаки – железом.
Во дворе стояли летняя печь, летняя кухня, баз и баня. Летом строго запрещалось топить печь в доме. В целях противопожарной безопасности все готовили только во дворе. Запрещалось между домами держать скирды, однако, несмотря на это, из-за неосторожного обращения с огнем станицы полыхали, и не раз. К слову, эти традиции строить кухню на Дону сохранились и по сей день. Только сейчас их все чаще называют почему-то флигелем.
«Казачьему роду не будет переводу, пока на Дону будет сохраняться казачий уклад жизни и будут стоять курени», – считает житель станицы Мелиховской Владимир Шевченко. Всю жизнь проработал он учителем истории в станичной школе, теперь, уйдя на пенсию, пишет книги о родном крае.
Со своей семьей Владимир Викторович живет в доме, доставшемся им в наследство от родителей. Построенный более ста лет назад, курень до сих пор прочно стоит на высоком фундаменте. Зимой в нем тепло, а летом прохладно, потому что построен он из дуба, который до этого сушили не один год.
Сегодня Мелиховская не столь уж процветающая станица, как это было в царские времена. На заборах можно увидеть вывеску «продается дом». За 100 тыс. рублей здесь купишь добротный курень. Причина в том, что, несмотря на близость к берегу Дона, здесь проблема с водой. «Был бы тот берег не совсем крутой, – горько шутят казаки, – была бы и вода».
Естественно, что не все казаки жили ровно. И тогда, как и сейчас, на общем фоне вырисовывались курени, больше похожие на крепость. В Старочеркасске сохранилось, увы, только несколько таких домов (первой половины XVIII века): толстые метровые стены, сводчатые потолки, решетки на окнах, железные двери. В одном из таких куреней жил и погиб вождь крестьянской войны 1707–1709 годов, донской атаман Кондратий Булавин.
Казачьи курени плавно вписываются в современную архитектуру донских станиц, и даже особняки «новых» казаков нисколько не ущемляют их достоинства. Потому что, считают казаки, практичнее жилья никто еще не придумал.
Ростов-на-Дону