После взрывов церквей и «освидетельствования» святых мощей, после расстрелов икон, начиная с кремлевского Николая-чудотворца, и превращения монастырей в трудовые артели трудно представить себе Россию колыбелью бережно пестуемой религиозной традиции.
Немалое затруднение еще и в том, что людей, способных эту традицию сохранять и развивать, сейчас – считаные единицы. Православный китч – явление столь распространенное в наши дни, что о нем и говорить скучно. Лампады, похожие на чашки из мещанских сервизов, и иконы в сусальном стиле «вырви глаз» для нас, увы, давно не новость.
Поэтому с удивлением и радостью можно остановиться на тех явлениях, которые имеют непосредственное отношение к православному искусству. Международная выставка «Свет миру», прошедшая в Манеже с 30 января по 3 февраля, – хороший тому пример.
Иконописные мастерские России, Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Греции и Канады представили множество красивейших своих работ. Строгая связь с «преданьями старины глубокой» и вместе с тем свое тонкое, современному творцу присущее видение просматривается в иконах, выставленных такими мастерами, как, например, Алексей Мезенцев из Торонто (Канада).
Если к иконе можно в какой-то мере применить определение «со вкусом выполненная», то это вполне применимо и ко всей экспозиции в целом. В разделе современной иконописи можно было полюбоваться работами российских мастеров: мозаичиста Александра Корноухова, иконописцев Владимира Фирсова, Александра Чашкина, Александра Лавданского.
Особое место занимают здесь и иконы ярославской школы (к примеру, иконописной мастерской «Покров» из Рыбинска). Невольно останавливаешься перед яркими, изукрашенными цветами праздничными образами, такими, как, например «Неувядаемый цвет». Лик Богоматери обрамлен пестрыми узорами, где переплетаются лепестки и листья.
Отблеск этих цветов говорит и в другом месте выставки: разделе старинных икон – музейных раритетов и экспонатов из частных коллекций. Здесь иконы XV, XVII, XVIII веков. Цветущие орнаментом доски, черно-алые бутоны, нимбы в цветах. Это неожиданное, великолепное и царственное русское искусство. Пламенеет Святая Троица XVIII века из древней Костромы, ярко-красным горит «Огненное Вознесение пророка Илии», и тонким каштаново-розоватым орнаментом сияет нимб Богоматери Владимирско-Волоколамской иконы конца XVII века.
Совсем рядом черно-белые фотографии со Святой горы Афон. Бородатые монахи сосредоточенно и умиротворенно работают: «Кожевенная мастерская», «Литейный цех», «Свечная мастерская». Паломничество на Афон членов Российского Императорского дома. Фотографии обязаны своим появлением здесь едва ли не чуду: греческий фотохудожник Костас Асимис нашел стеклянные негативы второй половины XIX века и после долгой, кропотливой работы представил современникам внутреннюю жизнь монастыря давно прошедших времен.
Мастер сетует, что невозможно и представить, какими изначально были эти изображения, что за работа была проделана, чтобы явить миру эти живые, кажется, лишь недавно отснятые фотографии. «Это только так кажется, что это современные снимки: вот этого здания уже давно нет, оно снесено┘»
Кстати, крестным ходом с новонаписанной в Греции иконой «Собор Русских афонских святых» выставка была открыта, так что Афону здесь было уделено особое почетное место.
Идешь дальше и встречаешься с совершенно неожиданными вещами, приводящими на память какую-нибудь ярмарку прошлых времен: лаковыми шкатулками из Мстеры и Палеха, чудными афонскими маслами и благовониями под совершенно рождественской вывеской «Дары волхвов».
После раздела пестрых детских рисунков из изостудий воскресных школ попадаешь совсем в иное пространство: блестят стеклянными дверцами большие свечные фонари разнообразных форм. Оказывается, такие изготавливают в Греции – укрепляют на могилах. Для России это изобретение едва ли подходит: уж больно они красивы, чтобы рискнуть оставить их без присмотра┘
Поодаль располагаются шитые серебряными нитками иконки, льняные полотенца Трехгорной мануфактуры, фотографии белеющих колокольнями и стенами монастырей на берегах озер┘ Это раздел «Возрождение храмов и монастырей России». Что-то и здесь есть от старинной ярмарки: банки с монастырским медом, конечно же, восковые свечи, образки┘ На выставке, между прочим, можно было посетить мастер-класс по иконописи и фресковой живописи, поглядеть, как работают мастерицы, вышивающие золотой нитью и жемчугом, поучиться плетению на коклюшках, поглядеть на красочные иллюстрации священных книг┘ Так что «преданий старины глубокой» здесь было предостаточно.
Из этого «сельского» измерения, как из легкого транса, выводила зрителя современная сакральная скульптура. Это жанр особый, на любителя. Здесь были представлены самые разнообразные сюжеты: образы Николая II и сюжеты из Нового Завета, небольшие сцены из церковной жизни вроде крещения благостных младенцев величавыми пастырями (скульптура «Крещение» Елены Безбородовой)┘
Так что здесь было на что посмотреть. И поразиться, и вздохнуть, и порадоваться, и сделать выводы на будущее. А может, даже и на настоящее – коли уж речь идет о традиции и передаче живого религиозного знания, которое, на удивление всем, существует и поныне. Как говорит Максим Клименко, пресс-секретарь выставки: «В жизни есть место подвигу. И чуду».