0
2125
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.01.2007 00:00:00

Новые обнаженные Эдуара Мане

Тэги: мане, импрессионист, завтрак на траве


мане, импрессионист, завтрак на траве Звучит забавно, но когда-то этот шедевр импрессионизма бранили за неприличие.
Эдуар Мане. Завтрак на траве. 1863.

Если в советское время символом Парижа – современной страны Эльдорадо – были духи «Шанель № 5», то сейчас подобную функцию у нас выполняют картины импрессионистов. Они воспринимаемы, понимаемы и востребованы самой разной публикой. Достаточно вспомнить, как прошлым летом люди изнывали от зноя, стремясь заполучить заветный билет на выставку шедевров из Орсэ в Третьяковке на Крымском.

Парижский миф, позднее озвученный голосом Эдит Пиаф, получил визуальное выражение в пейзажах первооткрывателей нового искусства, изображениях интерьеров кафе (сами импрессионисты были завсегдатаями кафе «Гербуа» и «Новые Афины»), во взглядах ренуаровских прелестниц. Хотя для парижан последней трети позапрошлого столетия работы Моне, Ренуара, Дега и Мане были пародией на искусство, а о скандалах, которые сопровождали экспонирование картин и привлекали толпы на выставки, сейчас художники могут только мечтать.

Так, чрезвычайно бурные эмоции спровоцировал показ «Завтрака на траве» Эдуара Мане в Салоне Отверженных 1863 года. В тот год жюри официального парижского Салона отвергло большую часть присланных работ, что, естественно, вызвало недовольство. Наполеон III приказал открыть выставку отвергнутых произведений и дать публике возможность вынести свое суждение. (Любопытно, что более 600 картин художники забрали, не желая быть представленными публике в качестве отвергнутых.) И каждый день посмотреть их приходило до пяти тысяч человек!

Сейчас это кажется забавным, но «Завтрак» Мане поражал прежде всего «неприличием»: там обнаженная женщина находится в компании двух господ, облаченных в костюмы современников художника. Но не только одежда придает временной акцент. Сам тип обнаженной красавицы характерен для Парижа той эпохи. И его узнаваемость, считываемость контекста возмущала зрителей. Известно имя модели – Викторина Меран. Она была актрисой, художницей и любимой натурщицей Мане. Что же касается замысла картины, то на самом деле Мане желал «воскресить» знаменитый «Сельский концерт» великого венецианского мастера Джорджоне. А Золя, поддерживавший новое искусство в прессе того времени, в одной из статей писал, что в Лувре наберется не один десяток картин с аналогичным сопоставлением обнаженной женщины и одетого мужчины. Кстати, в его романе «Творчество» есть описание данного события. Но картина, прототипом которой послужил «Завтрак на траве», названа «Пленэр».

Другой небезызвестный эпизод истории импрессионизма связан со скандалом вокруг «Олимпии» Мане. Опять-таки причиной непонимания публикой шедевра стало обращение к теме ню при пренебрежении условностями и введение элементов современности (бархотка и туфелька женщины). Раздражение вызывала прежде всего демонстрация портретно трактованного тела современной женщины. О ней писали, например, такие слова: «Что это за одалиска с желтым животом, подобранная бог весть где и изображающая Олимпию?» Снова моделью послужила Викторина Меран. И снова художника интересовали главным образом живописные задачи. Самого Мане несколько деморализировало еще и то, что по странному стечению обстоятельств его картины висели в одном зале с пейзажами Моне, которые были благосклонно приняты публикой, путавшей никому не известного на тот момент Моне с Мане, чья фамилия уже укоренилась в сознании. Каково же было недоумение автора «Олимпии», когда его начинали поздравлять с успехом, указывая на морские пейзажи.

Напомним, что художник происходил из состоятельной семьи. Как и Дега и Сезанн, он предпочел профессию живописца юридической карьере, чему способствовало получение наследства в 1862 году.═Искусству живописи учился в мастерской амбициозного художника академического толка Кутюра, но его учеником себя не считал. После ухода из Школы изящных искусств много путешествовал и копировал в Лувре работы старых мастеров. Помимо художников, среди его друзей были Шарль Бодлер и Стефан Малларме. Постепенно признание пришло и к Мане, и новой живописи в целом. В 1881 году мастер был удостоен ордена Почетного легиона.

Но и после обнаженных Мане новый подход к традиционной теме ню еще не раз встречал неприятие у парижской публики. Персонажи работ аристократа Тулуз-Лотрека шокировали увековечиванием образов другого, ночного Парижа. Один из бриллиантов Эрмитажа – «Танец» Матисса тоже был осмеян публикой. Когда владелица галереи Берта Вейль, прозванная художниками «тетушка Вейль», выставила прекрасных обнаженных Модильяни, явилась полиция и потребовала снять работы, оскорбляющие общественный вкус. А работы Пикассо и сегодня часто комментируются неадекватно. Не такое ли положение вещей позволяет многим ныне здравствующим художникам подменять поиски новой изобразительной системы банальной игрой на рефлексах?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1281
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
666
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
592
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
760

Другие новости