Если для средств передвижения существуют разные виды топлива, то нечто подобное должно существовать и для человека. Удобное в употреблении, доступное по цене, легко изготавливаемое. И главное – натуральное. Всем этим требованиям отвечает продукт, который на протяжении столетий служит «заправкой» человеку, – сало. Как говорится, съешь кусочек сала – и энергии на весь день. Стоит напомнить, что сало достаточно долго служило человечеству в качестве «строительного материала» для свечного производства и в этом качестве непосредственно «работало» источником энергии. Хотя современные технологии позволяют утилизовать сало, как и другие жиры растительного и животного происхождения, для производства биотоплива. Ведь неисчерпаемые источники энергии находятся рядом и могут стать естественной составной частью замкнутого кругооборота. Растительные масла, отработанное пищевое масло, животные жиры – эти источники энергии представляют собой не только производственную альтернативу для сельского хозяйства, но и важный шаг к экологическому энергообеспечению.
Рыбное «сало»
Вьетнамская компания Agifish пока занялась рыбами, хотя до других животных жиров дистанция небольшая. Вьетнамцы планируют превратить в топливо для дизельных двигателей┘ жир сома, зубатки. Об этом сообщил агентству Reuters представитель компании Динх Хуан. Он заявил, что на основе экспериментальных тестов завод собирается начать производство биологического топлива из жира зубатки в 2007 году. Он также сказал, что образцы топлива были посланы на проверку качества в лабораторию в Хошимине. Завод планирует производить около 10 тыс. тонн горючего ежегодно для использования на внутреннем рынке. Руководитель проекта заявил, что из килограмма жира зубатки можно получить 1,13 литра биологического топлива. Хотя Вьетнам занимает третье место по производству нефти-сырца в Юго-Восточной Азии после Индонезии и Малайзии, он импортирует нефть для производства горючего, потому что испытывает недостаток в очистительных заводах. Еще дальше азиатских экспериментаторов пошли австрийцы. Первые установки по промышленному производству биодизеля были построены в 1991–1992 годах в Австрии. С 1994 года в производстве используются не только растительные свежие масла, но и другие виды сырья, в частности отработанное пищевое масло и животные жиры. Коммунальные общины Австрии собирают отработанное растительное масло, а взамен их автопарки получают биотопливо, которое используют прежде всего для общественного транспорта.
В странах ЕС потребность в биогенном, экологически чистом топливе постоянно возрастает. По оценкам экспертов, увеличение потребления биодизеля в ЕС ожидается до 25% в год. Нормы Европейского союза в отношении автомобильного топлива предписывают подмешивание в автомобильное горючее с 1 октября 2005 года не менее 2,5% биогенного топлива. В последующие годы эта доля должна последовательно увеличиваться: с 1 октября 2007 года – 4,3%, с 1 октября 2008 года – 5,75%. Исходя из этого, эксперты считают, что к 2010 году потребность Австрии в биодизеле возрастет до 415 000 тонн.
Австрийцы впереди
Всего лишь чуть более года назад вице-бургомистр Вены Сепп Ридер и советник магистрата по вопросам охраны окружающей среды Улли Сима принимали участие в закладке фундамента установки по производству биодизеля. 21 сентября 2006 года они торжественно перерезали ленточку на ее открытии. Введение в эксплуатацию в Дунайской нефтегавани Лобау (Вена) современной установки по производству биодизеля стало знаменательной вехой в развитии важнейшего промышленного направления в Австрии – производства биологического дизельного топлива. На начальном этапе установка, на которой работают всего 30 сотрудников, будет давать 95 000 тонн в год и, таким образом, закрывать более одной трети потребности страны в этом виде топлива. До 2008 года планируется увеличить ее производительность до 400 000 тонн. Это позволит в долгосрочном плане обеспечить потребности Австрии в экологически чистом топливе полностью. Новая установка стоимостью 30 млн. евро вывела Вену на первое место среди европейских столиц, где биодизель производится в промышленных масштабах. Технология производства биодизеля в Австрии разработана компанией BioDisel International – BDI. Компания занимается разработкой технологии производства с 1982 года. В качестве сырья используются не только растительные масла (прежде всего рапс и подсолнечник), но и животные жиры, в том числе и сало, а также отработанное пищевое растительное масло. Переработка растительных масел и животных жиров с помощью метанола в сложный метиловый эфир жирных кислот придает ему свойства, близкие по молекулярному составу к дизельному топливу, что позволяет подмешивать его или использовать самостоятельно. Из одного килограмма масла производится 1,135 литра горючего. Высококачественный биодизель соответствует строгим нормам дизельного топлива EN 1421 4. Причем с применением присадок биодизель можно использовать при температуре –25 градусов.
Украинская гордость
Известно, что на Украине отношение к салу особенное. Сало – это не только национальная гордость, но и палочка-выручалочка в непростых жизненных ситуациях. По многим художественным произведениям хорошо известно, что в тряпочку был завернут кусочек хлеба и шматок сала, который в какой-то мере был мерилом уровня благосостояния. Кусочек сала помогал человеку утолить голод, а зачастую и выжить. Дело в том, что свиное сало содержит так называемую арахидоновую кислоту, которая участвует в «строительстве» клеток организма. В сале есть и другие ценные незаменимые жирные кислоты. Причем по их содержанию (до 10 процентов) сало опережает сливочное масло. Именно поэтому биологическая активность сала в пять раз выше, чем у сливочного масла и говяжьего жира. Отчасти эти различия обусловлены доступностью тех или иных продуктов питания, отчасти действительно это фактор адаптации. У белковой пищи выше так называемый термодинамический эффект – доля энергии, выделяемая в виде тепла. Проще говоря, эта пища лучше согревает. Избыток жира в питании приводит к увеличению жировой массы, и в первую очередь массы подкожной жировой клетчатки. А это тоже фактор, способствующий задержке тепла в организме.
Сейчас наибольший интерес к биодизелю среди стран СНГ наблюдается на Украине, правда пока к биодизелю из рапсового масла. Подсчитано, что приемлемая цена биодизеля образуется при урожайности рапса 4 т/га. Но себестоимость сырья и готового продукта, а значит, и его отпускная цена будут ниже, если производство рапса, масла и биодизеля будет вертикально интегрировано в рамках холдинга. Если к тому же государство компенсирует производителям маслосемян 10–15% их затрат, цена биодизеля станет привлекательной для потребителя.
Однако надо отметить, что энергетические показатели сала выше, чем у рапса, и рано или поздно украинцы предпочтут поеданию этого ценного энергопродукта его более рациональное использование. Пока же в Украине используют продукт по прямому назначению. В октябре 2006 года прошел всеукраинский чемпионат под лозунгом «Саломаны всех стран объединяйтесь!». Ключевым эпизодом праздника стал конкурс по скорости поедания сала. Победитель съел 1 кг калорийного продукта за 20 минут, не побоявшись «заправиться» таким количеством энергии. В планах организаторов форумов по салу – создание в городе Луцке памятника в виде хрюшки с куском сала.
Впереди 2007 год – год Свиньи. Так что счастья вам, здоровья и побольше сала.
Киев