Кацкари устраивают фольклорные представления прямо в избах.
Фото Светланы Антоновой
В Ярославской области, в Мышкинском районе живет маленькая, но гордая народность – кацкари. У представителей этого субэтноса русской нации есть собственный диалект, традиции и древние языческие мифы. Главный космогонический миф – о белой корове, живом воплощении солнца – наследие первожителей здешнего края финноугров. Тепло и свет, радость и достаток, да и сама жизнь – все это дары белой коровы. О том, кто счастливо живет, кацкари говорят: «Ну, к нему белая корова пришла!», а старинное приветствие звучало так: «Пусть к тебе белая корова придет!»
Кацкий стан – это административная территория времен еще Ивана Грозного с центром в селе Мартыново Мышкинского района Ярославской области. Это часть Мышкинского, Угличского и Некоузского районов, где издревле проживали кацкари. Их деревни располагались на реке Кадка. По легенде, во время нападения на Русь монголо-татар все, кто вышел сражаться с ними, погибли.
– Некому было хоронить героев – так и лежали они без погребения, и уже разлагались, и стоял смрад великий, и воды напились смертельным трупным ядом, – рассказывает «НГ» древнюю легенду главный проповедник кацкой народности, учитель и краевед Сергей Темняткин. – Немногие уцелевшие люди страдали от жажды. Всех спас какой-то сообразительный мужичок. В русле реки нашел он родник – студеная водица била со дна, но тут же мешалась с отравленной речною водою. Тогда взял он кадушку – большую деревянную бочку, – выбил днище и посадил на родник. Ядовитую воду вычерпал, и вскоре наполнилась кадушка чистой ключевой водой. Все туда ходили, говоря: «Пошли на кадку!». С той поры и имя у реки появилось, с той поры и повелись кацкари.
Столица Кацкого края – село Мартыново. Волость Кадка когда-то принадлежала женам братьев Ивана Грозного. Кацкая волость всегда имела свою культуру и традиции. Герб кацкарей – желтый круг с вписанными в него крестом, топором и секирой. Крест обозначает православие, топор символизирует плотницкий талант кацкарей; секира и крест – символы веры и воинской чести. Был и свой флаг, на котором присутствуют малиновый и зеленый цвета. Это природные, местные цвета: малиновый от ольхи, а зеленый – от крапивы. У каждой семьи, в свою очередь, был свой родовой знак – мета, своеобразный геометрический рисунок, который ставили на валки, прялки, кухонную утварь этой семьи.
В XVIII–XIX веках среди мужчин было распространено отходничество – ходили на заработки в Петербург, а женщины берегли очаг. Шестьсот километров до столицы кацкари всегда проходили пешком, а когда появилась железная дорога, очень обрадовались: ведь по железной дороге ходить стало намного легче! В XIX веке в Кацком стане существовало 27 школ на 140 поселений. Ростислав Преображенский – «главный читарь» тех лет – выписывал периодику до 50 экземпляров. А другой местный житель – Гусев – вел дневник торговли, записывал, что и почем было тогда. Благодаря ему известно, что в 1904 году был пик моды на галоши, за которыми выстраивались очереди, что лошадь в 1901 году стоила 60 рублей, а корова – 30 рублей. Книги передавались по наследству, у кацкарей был культ книги.
Сергей Темняткин собрал воедино весь кацкий диалект, создал музей кацкарей в деревне Мартыново, в срубленном в 1911 году доме Максима Григорьева. По подсчетам краеведов, на Земле живет около 2020 кацкарей, из них на родине, в Мартынове всего около 200 человек. По словам краеведа-энтузиаста, кацкий диалект вобрал в себя черты как исчезнувшего языка финноугров мерян, так и речевые особенности славян-кривичей. Он выжил, хотя после отмены крепостного права чуть ли не половина кацкарей подалась в города.
Кацкари окают (в первом предударном слоге «а» довольно-таки часто произносится как полное «о»: робота, зобота, боран, стокан, торелка), ёкают (ты знаёшь, полё, морё, подпольё, вареньё), у них свой синтаксис и орфография, свои глаголы и существительные. Сергей Темняткин записал уже более 200 местных речевых оборотов. Среди них – треть неповторимые, которых нет в других ярославских говорах.
Сергей рассказал, что нынешние кацкари играют со словом на специальных беседах, где учатся, «комедничая», разыгрывая сценки, хвалить и журить, просить в долг, благодарить за помощь. А со словом приходит и то, что принято называть «жизненная мета» – нравственное правило. А одно из главных правил кацкого народа – «работа на первом месте», а с ней воспитываются и «старанье», и «сбереженье» – порядок и достаток.
В 90-е годы помимо самого дома-музея с экспозицией, подробно рассказывающей о нравах, быте, языке и культуре кацкарей, в Мартынове появился дом, где кормят туристов, народный театр, скоро будет свой хлев с коровой, овцой и ягнятами, в планах строительство гостиницы. Гостей в Мартыново с тех пор видимо-невидимо. Если в 2003 году деревню посетили около 3 тыс. человек, то в этом году ожидают приезда 11,5 тыс. гостей.
После посещения музея в подлинной кацкой избе конца XIX века разыгрывается представление фольклорного театра комменичаний на местном диалекте, а игра-викторина «Настоящий кацкарь» помогает узнать об особенностях кацкого быта. Развлекает приезжих команда из семи человек – все чистокровные кацкари!
Ярославль