Безопасных технологий не бывает. Это – установленный факт. Технологический риск – неизбежная плата за каждую ступень в развитии человечества. Отказ от этого риска приравнивается к отказу от самих технологий, что, несомненно, приводит к деградации цивилизации. Однако в случае ядерных технологий это утверждение является весьма спорным. С одной стороны, энергия атома используется в мирных целях, с другой – она также может использоваться и в военных. Но, как и второе, первое может привести к крайне негативным последствиям, стоит только вспомнить чернобыльскую аварию.
Первый мирный ядерный взрыв мощностью 3,4 кт был проведен в США на Невадском испытательном полигоне в 1961 году. А 15 января 1965 года на Семипалатинском полигоне прогремел взрыв мощностью примерно 140 кт, открывший советскую «Программу № 7». Всего же за 40 лет использования полигона на нем было проведено 467 взрывов, из которых 343 подземных. При этом никто не изучал влияние взрывов на земную кору и ядро планеты. Между тем в 1997 году была случайно обнаружена аномальная термальная зона на территории Семипалатинского полигона, внутри которой температура почвы на 7–10 градусов выше, чем на остальной территории. Сама зона занимает площадь, равную почти четверти площади полигона. Кроме того, аномальное пятно не статично и «блуждает» по полигону, а зимой не покрывается снегом. До настоящего времени еще не найдено объяснения этому явлению. Но вполне возможно, что подземные ядерные испытания затронули тектонику Земли, тем более что полигон расположен на месте нескольких глубинных разломов.
К чему приведут проведенные подземные ядерные взрывы, пока неизвестно, но то, что они могут ощутимо менять геологическую среду, – сомнений не вызывает. Существует тесная связь между поясами вулканической деятельности и подвижными зонами земной коры. Разломы, образующиеся в этих зонах, являются каналами, по которым происходит движение магмы к земной поверхности. Здесь логично предположить, что вполне возможна обратная связь: искусственно вызванная взрывами сейсмическая активность приведет к извержению, первым признаком которого является резкое повышение температуры почвы (так называемое фрикционное тепло – тепло тектонического трения, своеобразная реакция на деформацию земных масс). Кроме того, мантия земли обладает передаточными свойствами и способна передавать энергию упругих волн от ядерных взрывов (особо мощный взрыв порождает упругую волну, способную обежать земной шар несколько раз), и наша планета вполне может отозваться катастрофическими последствиями в совершенно противоположной точке от места взрыва.
Еще Иммануил Кант в 1754 году писал: «...в недрах самой Земли скрыто, по-видимому, царство Вулкана и большой запас легковоспламеняющегося и огненного вещества, которое, быть может, все больше и больше набирает силы под ее верхней корой, накопляет запасы огня и пожирает устои верхних сводов, роковой обвал которых, быть может, откроет пламенной стихии выход на поверхность Земли и вызовет гибель Земли в огне».
Но в каждой теории Апокалипсиса, а ядерный взрыв можно себе представлять как один из ее вариантов, имеется не только разрушительная, но и созидательная сторона. Ядерный взрыв с его колоссальным выбросом энергии в конечном счете, видимо, приводит к накоплению этой энергии или части ее в земной коре в совершенно иной, пока еще не изученной нами форме, и, может быть, ее практическое использование в будущем позволит человечеству решить многие из стоящих перед ним энергетических проблем.