Теория Чарльза Дарвина (одна из последних его фотографий, 1878 г.) отрицает всякий Разумный план в эволюции человека.
В научной жизни США произошел неприятный инцидент. Из списка научных направлений, на исследование которых могут выдаваться федеральные гранты, таинственным образом исчез пункт под названием «эволюционная биология». Последовал взрыв протестов со стороны американских ученых, в результате чего пункт благополучно вернулся на свое место и инцидент был исчерпан.
Осадок, правда, остался. Хотя представитель Департамента образования назвал происшедшее «результатом непонимания», сторонникам эволюционной теории Дарвина это мало что объяснило, многие из них стали подозревать, что здесь не простая бюрократическая оплошность, а намеренная акция со стороны тех, для кого дарвинизм противоречит их религиозным воззрениям.
Как, вероятно, читатель знает, дарвинизм давно уже стал для американцев больной темой. Последние десять лет вокруг него развернулась нешуточная борьба, разделившая население США на две половины – тех, кто верит в эволюцию, и тех, кто верит в Разумный план (Intelligent Design или ID). Последняя точка зрения или, точней, набор точек зрения, объединяет тех, кто считает, что мир и человек слишком сложны, чтобы возникнуть в результате естественного отбора, а стало быть, было чье-то намеренное внешнее вмешательство, то есть в первую очередь тех, кто свято верит в библейскую версию происхождения мира и человека. Были запреты, особенно в южных штатах, на преподавание дарвинизма в школах, в сентябре прошлого года в федеральном суде Гаррисбурга, штат Пенсильвания, начались слушания против преподавания Разумного плана в школах. Дело было возбуждено по требованию целой группы родителей, не желающих, чтобы их детей одновременно обучали и эволюционной теории, и ID.
Почему такие страсти разгораются именно в США? В одном из последних номеров журнала Science появилась статья группы ученых из Мичиганского университета, которые попытались разобраться в этом вопросе. Они изучили отношение к дарвинизму в США, Японии и в 32 европейских странах и выяснили, что только в Турции Дарвину верят меньше, чем в США.
Причем это неверие усиливается. За двадцать лет число сторонников эволюции уменьшилось с 45 до 40%, число тех, кто сомневается в эволюционном происхождении мира, выросло с 7 до 21%, остальные не сомневаются, а категорически дарвинизм отвергают. Почти две трети взрослых американцев не верят утверждению, что у человека и обезьяны более половины генов – одни и те же. Интересно, что они скажут, узнав что это «более половины» означает на самом деле 99%?
Причины такого положения дел ученые видят в политических играх вокруг вопроса об эволюции, дурном образовании и в первую очередь – в религиозном фундаментализме. Христианские фундаменталисты более распространены в США, чем в Европе. Тогда как католики и протестанты воспринимают библейское Творение скорее как метафору, чем реальный факт прошлого, фундаменталисты воспринимают его буквально – они верят, что Земля и человек были сотворены 6 тыс. лет назад.
Для «простого» человека, занимающегося своими делами, религия и наука в каком-то смысле равны – утверждениям и той, и другой приходится только верить (или не верить). Проверить научные утверждения в большинстве случаев так же невозможно, как и библейские – по недостатку образования, по недостатку времени, чаще просто по нежеланию проверять. Многие ли читали книгу Дарвина о происхождении видов? Многие ли могут восстановить мысленный эксперимент Эйнштейна с поездами, из которого выводится специальная теория относительности? Ученые предоставляют нам вывод, а мы принимаем (или не принимаем) его на веру. Вера, опять вера!
И эта вера потихоньку ослабевает вот уже на протяжении чуть ли не полувека.
Первый звоночек звякнул в конце семидесятых, когда вдруг, в один момент, по всему миру рухнули тиражи научно-популярных журналов. Второй и третий звоночки прозвенели почти одновременно – Чернобыль и конец холодной войны. Второй усилил недоверие к науке, третий лишил ученых громадной финансовой подпитки из военно-промышленных комплексов. Фокус постепенно стал смещаться от физики к биологии, в поисках средств на продолжение своих исследований ученые все чаще стали себя пиарить через СМИ. Интерес к науке стал стремительно возрастать.
Казалось бы, что дурного? Но интерес и доверие – не синонимы. Как уже сообщалось в «НГ», исследования последних лет показали, что более половины пресс-релизов о том или ином научном событии продолжения не имеют, выяснилось, что в огромном их количестве содержится пусть ненамеренная, пусть маленькая, но неправда... Словом, возникла парадоксальная ситуация: одновременно возрастающий интерес и возрастающее недоверие к научным результатам.
Так что дарвиновские битвы в Америке скорее всего – четвертый звоночек. Интересно, по ком тот колокольчик звонит?