В погоне за личным бессмертием элита забывает о бренности государства.
Ю.Ван Стрек. Суета сует. Вторая половина XVII в.
Внушительное словосочетание «энергетическая сверхдержава» было упразднено президентом Путиным в один момент, как слова «отечество» и «гражданин» Павлом I. «Суверенная демократия», к которой едва успели привыкнуть, тоже подлежит изъятию из официального оборота. Даже о священной «державности» глава государства позволил себе отозваться скептически. Не угрожает ли этот ребрендинг стабильности, которую мы все так ценим? Вообще, с чего сегодня начинается Родина?
Забота о наиболее ценных
На этот риторический вопрос можно дать конкретный юридический ответ. «Моя Родина» – это ЗАО, закрытое акционерное общество. Бренд, по заявлению владельцев, включает в себя такие понятия, как элитарность и стабильность. В числе прочих достоинств бренда уникальность (это понятно – Родина у нас одна) и стилистическая устойчивость. Наконец, Родина обещает своим верным сынам и дочерям здоровье и долголетие. Этому обещанию можно верить, ведь «Моя Родина» – структура при огромной кремлевской поликлинике № 1. А сама поликлиника – лишь одно из учреждений грандиозной системы кремлевской медицины. Во время эпидемий, бушевавших в 1919 году, обитателям Кремля во главе с Лениным удалось выжить, отгородившись от вшивого и заразного населения санитарными кордонами. С тех самых пор не только руководители государства, но и их многотысячная челядь с семьями пользуются отдельными больницами и санаториями. Простая финансовая схема «платят все налогоплательщики – пользуются некоторые» позволила поднять уровень медицинского обслуживания «прикрепленного контингента» на мировую высоту. Охрана здоровья менее ценных граждан осуществлялась по остаточному принципу.
Теоретическую базу медицины для избранных заложил выдающийся генетик Николай Кольцов. В своем труде «Улучшение человеческой породы» он писал: «Культурное государство должно взять на себя важную роль естественного подбора и поставить сильных и особенно ценных людей в наиболее благоприятные условия. Неразумная благотворительность приходит на помощь слабым. Разумное, ставящее определенные цели евгеники государство должно прежде всего позаботиться о сильных и об обеспечении их семьи, их потомства».
Конец царства мудрого режима
Успехи медицинской науки так впечатлили советскую элиту, что она стала всерьез задумываться о бессмертии и вечной молодости. Этого достичь пока не удалось, и все же продолжительность жизни пациентов поликлиники № 1 на двадцать лет превышает среднероссийские показатели. Живой талисман системы – Сергей Михалков. Из всех сочиненных им гимнов самый искренний, пожалуй, – это шуточный гимн Барвихинского спецсанатория, в котором воспевается не «Союз нерушимый» и не «священная наша держава», а «царство мудрого режима, держава нянек и сестер». Для альбома «Главное – здоровье!» Михалков позировал в интерьерах дворца медицины, похожего на воплощенную архитектурную фантазию Наф-Нафа.
Лозунг «Главное – здоровье!» весомее всех идеологических схем, старых и новых. Система кремлевской медицины удивительным образом пережила крах СССР. В 1990 году некоторые спецбольницы были торжественно переданы в общее пользование. Спецснабжение при этом передать забыли, а через несколько лет, когда массовая политическая активность пошла на убыль, обветшавшие здания тихо вернули назад.
Возможно, приближение 2008 года откроет новый цикл возвратно-поступательных движений. Кремлевская медицина – это и воплощение преемственности, и политическая мина замедленного действия. В советские времена медицинские привилегии элиты скрывались, сегодня – выставляются напоказ в рекламных целях, для привлечения помимо «прикрепленного контингента» коммерческих больных. Реклама идет в основном в интернете, которым пользуются теперь и малоимущие. Все большее число людей узнают во всех подробностях о существовании великолепной системы государственных, но недоступных для рядовых граждан клиник. Это способно свести на нет эффект от пиар-кампаний вроде «сбережения народа», а то и стать причиной волнений.
«┘Одни продолжают жить, а другие начинают умирать. Раньше закон природы действовал одинаково для всех. Поэтому старость не была такой отвратительной. А как теперь? Ведь все есть: сыворотки, пластика, нанотехнологии┘ Вечно молодым, конечно, никто не останется. Но ты видел богатых старух? Они как куклы! А все остальные – как грязь», – рассуждают герои нового романа Ольги Славниковой «2017». Ну а дальше – бунты, перестрелки, танки на Тверской┘
Кто-то из героев успеет на женевский рейс, кому-то удастся спастись от хаоса в тайге. Меньше всех в «2017» повезет президенту.