Томные женские фигуры, налитые мужские торсы, торжество неги и сладострастия┘ И это не эротический фильм, а скульптурные композиции храмов Кхаджурахо, что находятся в индийском штате Мадхья-прадеш.
Добраться в Кхаджурахо из Дели можно на самолете индийской авиакомпании или поездом до города Джханси, а оттуда – прямым автобусным маршрутом. В автобусе кто-нибудь из индусов непременно расскажет вам историю храмового комплекса┘
Возвели его махараджи из династии Чанделла на месте 85 жертвенных алтарей, установленных легендарным правителем Чандраварманом. Он считается основателем династии и сыном бога Луны и земной женщины. Легенда гласит, что однажды звездной ночью дочь брахмана, прекрасная Хемавати купалась в озере. Там ее увидел скучающий бог Луны Чандрама и, очарованный красотой женщины, сошел на берег в образе отважного воина. Под сенью финиковых пальм бог признался Хемавати в любви и обещал своей счастливой избраннице рождение сына, который обретет громкую славу и станет царем.
Своего расцвета государство Чанделла достигло в ХI веке. К этому периоду относится сооружение наиболее известных храмов Кхаджурахо, таких как Кхандария Махадева, Деви Джагадамба, Вишванатха, Лакшмана и других.
Однако в следующем столетии государство Чанделла пришло в упадок и скоро пало под ударами конницы делийских султанов. Окрестности Кхаджурахо обезлюдели. Большая часть храмов была разграблена и разрушена, остальные надолго поглотили джунгли. В 1818 году английский топограф, работавший в этом районе, случайно натолкнулся в лесу на развалины культовых строений. Его находкой заинтересовалось археологическое управление. Были начаты раскопки, увенчавшиеся сенсационным открытием. К сожалению, из 85 храмов сохранилось только 22. После достижения Индией независимости они были объявлены национальным достоянием и занесены в Каталог памятников мировой культуры, составленный ООН.
Сегодня интерес посетителей вызывают прежде всего 12 индусских храмов северной и западной группы, издали напоминающие гигантские термитники. Самый большой храм Кхандария Махадева достигает высоты 31 метра, а его башня (шикхара) символизирует гору Меру – центр Вселенной. От основания до макушки храм усеян горельефными изображениями человеческих фигур, запечатленных в вечном акте творения любви. На храме таких скульптур насчитывается 646.
Никто не может с уверенностью назвать причины широкого распространения «майтхуны» – изображения мужчины и женщины во время совершения полового акта – в средневековой храмовой скульптуре Индии. Ее происхождение обычно связывают с древним культом богини плодородия. Так, на некоторых терракотах и предметах культового назначения она изображена в момент совокупления с одним из богов. Этот божественный акт призван обеспечить существование всего живого, в том числе и человека.
В представлении древних индоариев небо и земля уподоблялись супружеской паре, а дождь – их животворному семени. Впоследствии культ богини-матери эволюционировал в культ Шакти, высшего женского божественного начала, чьим символом считается йони (символическое изображение женских половых органов. – «НГР»). Жена бога Шивы Парвати, известная также как Деви, Кали, Дурга или Ума, стала почитаться как воплощение Шакти.
Демонстрация «единения полов» выполняла также защитно-охранительную функцию. Такая ее особенность основывалась на убеждении в том, что соединение мужского и женского начал позволяет привести в движение скрытую могущественную силу, которая могла обуздать стихийные бедствия, эпидемии и прочие проявления злой воли де-монов. Подобное предназначение майтхуны нашло обоснование в Агни-пуране и Сканда-пуране.
Сканда-пурана, к примеру, убеждает, что помещение изображения сексуального контакта на косяке дверного проема наилучшим способом предохраняет строение от попадания в него молнии. Вера в охранительное свойство майтхуны особенно окрепла под влиянием тантризма, средневекового религиозно-мистического учения, придававшего сексу и сексуальной символике магическую силу.
И, наконец, изображение эротических мотивов на доме Бога содействовало удовлетворению интереса к сексу самых широких слоев населения. В традиционном мироощущении индуса любовь к женщине почитается главным жизненным наслаждением. Познания и умения в технике половой жизни считались в средневековой Индии очень престижными и были непременной составной частью образования аристократической молодежи. Особенно большой популярностью в их среде пользовалась знаменитая «Камасутра» Ватсьяяны. Считается, что в храмовой скульптуре Кхаджурахо запечатлены фактически все 729 любовных позиций «Камасутры» и ее поздних комментариев.
Эротическая скульптура размещается преимущественно вдоль наружных стен храмов. Она рассматривается как отражение светского образа жизни. Боги индусов не выступают непосредственными участниками любовных сцен, хотя появление подобных композиций рядом с фигурами богов отнюдь не противоречило канонам индийского изобразительного искусства.
Во многих случаях демонстрируемые сексуальные позиции представляются технически сложновыполнимыми. Их повторение требует многолетних предварительных упражнений по системе хатха-йоги.
На верхнем косяке дверного проема индусских храмов нередко встречается эротический мотив «салабханджика», или «женщина и дерево». Согласно традиции молодая женщина, прикоснувшись к дереву, способна оживить его и сделать цветущим, как бы передав ему свое желание. В ответ дерево дарует женщине ребенка. Таким образом, их влияние друг на друга считалось взаимным. В ожидании рождения ребенка женщины Индии и сегодня вешают на деревья гирлянды из живых цветов.
Главными действующими персонажами эротических храмовых композиций выступают полубоги, герои эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна» или чаще безымянные аристократы, аскеты, куртизанки и танцовщицы. Их скульптуры выполнены с большой виртуозностью. Они искусно выражают в камне живость упругого человеческого тела, полного жизненных сил и страстного желания.