«Коричневый вонючий клоп» – официальное название этого насекомого. И этим все сказано.
Фото PetraSoft
Соединенные Штаты переживают нашествие насекомых, о существовании которых многие американцы уже и не помнят, – постельных клопов. По сообщению агентства Associated Press, за последние четыре года количество обращений в дезинфекционные центры в таких городах, как Нью-Йорк и Атланта, увеличилось в пять раз.
В отличие от москитов, которые несколько лет назад перепугали США лихорадкой Западного Нила, укус этих малоприятных ночных соседей чаще всего безвреден, но панику они вызывают отнюдь не меньшую. Агентство приводит в качестве примера историю 31-летнего аспиранта Джоша Бентона из Нью-Йорка, который в течение семи месяцев вел с ними безуспешную войну, ложился спать с фонариком и «Рейдом» под подушкой. В конце концов, устав чесаться, он все бросил и уехал в свой родной Мемфис.
Нашумела также история полугодовой давности, когда клопы стали особенно нападать на американцев. В конце декабря две швейцарские туристки подали в суд против администрации гостиницы «Пенсильвания» в Манхэттене, которых клопы так обильно искусали, что им пришлось лечиться сначала в США, а потом на родине.
Американцы к нашествию отнеслись серьезно. В Нью-Йорке начала действовать программа по его предотвращению, такую же кампанию власти вынуждены были начать и на Гавайях, где туризм является главной доходной статьей, после того как клопы подпортили репутацию нескольких дорогих отелей. В ход идут новейшие средства дезинсекции, даже начали тренировать собак на запах засохшего клопа. Пока клопы побеждают.
Постельные клопы – таинственные насекомые, и далеко не всегда их присутствие объясняется нарушениями норм гигиены. Когда они приходят, от них очень трудно избавиться – клоп может прожить без пищи до года, а сколько времени могут пролежать отложенные им яйца в засушенном состоянии, точно не знает никто. А потом они неожиданно исчезают. Без видимой причины.
Последнее нашествие клопов на Америку случилось во Вторую мировую войну, но с ними быстро справились с помощью ДДТ. Думали, что навсегда.
Нынешнее нашествие пока так и не нашло объяснения. В возращении ночных мини-вампиров одни обвиняют существующую в Нью-Йорке индустрию по обновлению старых матрасов, которые перетягивают, а затем продают, как новые; другие считают, что клопы появились вместе с туристами из развивающихся стран.
Так или иначе, они пришли. Причем не только в Америку. Одновременно такая же ситуация наблюдается, например, и в Австралии, где клопы грозят подорвать весь туристический бизнес. Установлено, что восемь из десяти хостелов в одном только восточном пригороде Сиднея заражены клопами. Несмотря на усилия дезинсекторов, пытающихся избавиться от клопов, больше чем в половине хостелов прошлым летом произошло новое нашествие насекомых. По данным австралийских энтомологов, за последние четыре года количество жалоб на укусы клопов в Сиднее увеличилось на 800%!
Европа в этом смысле отстает, но тоже не плетется в самом хвосте и начинает бить тревогу. Согласно исследованиям, проведенным в английском Институте биологии, практически во всех развитых странах, включая Великобританию, за последние 10 лет численность постельных клопов увеличилась почти вдвое.
Чудеса сдержанности проявляют клопы России. Сообщения о них нет-нет, да и появляются – то из Челябинска, то из Екатеринбурга. Москва молчит. Как сообщила «НГ» Галина Тютина, заместитель главного врача Московского городского центра дезинфекции, какое-то время в столице клопов вообще не было. Несколько лет назад жалобы на них все-таки появились, но «в настолько незначительных количествах, что тревогу бить не имеет смысла».
═
Acanthia lectularia L.
Согласно Брокгаузу и Эфрону, клоп постельный (Acanthia lectularia L.) относится к семейству кожистых. Голодные К. почти бесцветные и прозрачные; при надавливании издают известный вонючий запах. Распространен почти по всему земному шару; в теплых странах встречается чаще и в большем количестве, чем на севере. Отечеством постельного К. считают Индию. В течение года развивается несколько генераций К.; самки кладут яйца в марте, мае, июле и сентябре, запрятывая их в щели деревянных обитаемых построек, кроватей и прочей деревянной мебели, в складки матрацев и под обои. Каждая самка кладет до 50 яиц, выпуская их по одному; отложив последнее яйцо, умирает через несколько дней.
Питаются К. исключительно кровью живых, теплокровных животных, высасывая ее уколами хоботка через кожу, обыкновенно ночью. Без пищи К. может прожить несколько лет. В течение одного кровососания, 10–15 минут, клоп высасывает до 7 мг крови, что вдвое больше его веса. Питаются регулярно каждые 24–48 часов.