Эта колли, сыгравшая роль Лэсси в известном сериале, стала первой в «Зале славы животных-актеров».
Фото Reuters
В Шерман-Оукс, что в двадцати минутах езды от Голливуда, стоит похожее на бетонную берлогу здание. Это штаб-квартира American Humanes Film and Television Unit (далее AH. – М.С.). Задача этой организации – следить за положением живности, которую использует в своих фильмах Голливуд. Сотрудники AH постоянно курсируют между своим офисом и съемочными площадками, читают сценарии.
Судьба голливудских животных долгие годы была трагической. На кучку счастливчиков, которых холили и лелеяли, приходились сотни и тысячи животных, к которым относились как к одноразовым шприцам. Особенно доставалось лошадям в ковбойско-индейских фильмах. Их стреноживали, пытали электричеством, валили в овраги... В фильме «Джесси Джеймс», в котором роль гангстера играл Генри Фонда, ослепленную лошадь подвели к обрыву утеса над озером Озаркс, а затем сбросили вниз для съемки эпизода о ковбое, бросающемся в озеро вместе с лошадью. У лошади был перебит хребет, и ее пристрелили. В фильме зрители видят лишь первые кадры – падение с утеса.
История лошади из «Джесси Джеймса» не прошла даром. AH, основанная в конце XIX века как благотворительная организация для защиты детей и животных, добыла пленку с эпизодом гибели лошади и стала демонстрировать его для мобилизации общественного мнения. В результате Американская ассоциация кино запретила использование проводов для обмотки ног лошадей. А AH открыла филиал при Голливуде, чтобы насаждать свои стандарты обращения с животными и контролировать их выполнение.
Кодекс обращения с животными был составной частью общих правил поведения, запрещавших показ обнаженных тел, слишком затянутые поцелуи, употребление ругательств, даже таких, как «ад» и «черт». В 50-х годах Верховный суд США отменил эти цензурные ограничения как антиконституционные, противоречащие Первой поправке о свободе печати. Присутствие AH на съемочных площадках было приравнено к цензуре. После этого стандарт обращения с животными упал как никогда низко...
И только в 70-х годах над животными наконец сжалились. В 1980 году AH вновь получила право следить за соблюдением их прав в кино- и телефильмах, в рекламе, в музыкальных видеоклипах и давать заключение: «Ни одному животному не был нанесен ущерб при съемках этого фильма».
Волна политкорректности, захлестнувшая Соединенные Штаты, привела к еще большему ужесточению правил, защищающих интересы животных в кино. Так, например, если обезьяна находится на съемочной площадке больше трех дней подряд, продюсеры обязаны обеспечить ее загончиком для игр и отдыха. Если в кино снимается медведь, на съемочной площадке не должно быть никаких запахов, раздражающих его, – запахов дешевой парфюмерии, крепких напитков и т.д. В кинофильмах о кошках и собаках могут сниматься только те кошки, которые переносят собак. Ни одна рыба не должна сниматься более чем в трех дублях за день. Ни одно насекомое, включая тараканов, ни при каких условиях не должно быть раздавлено. «Таракан на кухне – это одно дело. Таракан в кино – другое. Он уже актер. И, подобно любому актеру, заслуживает того, чтобы вернуться домой после съемок», – говорит директор AH Карен Роза.
Власть AH распространяется только на фильмы, снимаемые под эгидой Гильдии киноактеров. Но продюсеры иностранных и независимых фильмов тоже стараются заслужить титр: «Ни одному животному...» и положительную рецензию на сайте AH, который посещают ежемесячно почти миллион человек и с которым никто не осмеливается не считаться.
Ежегодный бюджет AH – всего 1,5 млн. долл. Но ее казну пополняют гранты и пожертвования любителей животных. С неохотой, но дают деньги AH и те, за кем она следит, – киностудии и продюсеры. Они платят за хорошую репутацию. Это почти вымогательство, иногда весьма дорогое. Так, например, содержание земляных червей по стандартам AH обходится в тысячи долларов ежедневно, а их использование в самом фильме ничего не стоит. По этому поводу сотрудники AH говорят: «У Голливуда куча денег. Не обеднеет».
Недавно внимание AH привлекло заявление ученых-ихтиологов о том, что рыбы испытывают боль в жабрах и на губах. В связи с этим AH запретила применение крючков в сценах рыбалки. Более того, сейчас разрешено ловить на крючок только муляжи рыб, что приводит в бешенство киностудии. А кроме того, согласно кодексу AH, запрещается: доить змей, сажать цыплят в тесные клетки, ставить связанных лошадей перед пушками... Если в фильме участвуют мухи или даже личинки, их количество после съемок должно соответствовать количеству до них.
Каждый сотрудник AH помимо общих функций имеет и узкую специализацию. Так, Нетта Бэнк работает с овцами, попугаями, собаками. Но ее специализация – обезьяны-бабуины и макаки. «Когда в кино должна быть обезьяна, Голливуд в первую очередь вспоминает обо мне», – говорит Нетта. И чем больше ученые-физиологи открывают в приматах зачатки сознания, тем строже становится кодекс AH в отношении использования обезьян в кино.
Непревзойденный специалист по «кинособакам» – дрессировщик Роджер Шумахер. Его отец был дрессировщиком, а сам он работает с собаками с 1972 года. У него 25 собак. Почти все они были спасены им, вырваны из лап живодеров.
Но для AH самый главный и самый страшный живодер – это сам Голливуд. А для Голливуда – AH. Вот они и цапаются между собой, как кошка с собакой, причем не выносящие друг друга.
Миннеаполис, США