0
863
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.08.2006 00:00:00

Великая слабость искусства

Тэги: искусство, цирк


искусство, цирк Незапланированные случайности способны оживить любое представление.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

И клоуны тоже махали на него руками: «Иди, мол, иди, нам тут тебя не надо». Взяли подсадного мужика и отработали с ним этот свой номер – на редкость, кстати сказать, убогий, ни один человек в зале не засмеялся. Юрий Никулин в это время переворачивался, наверное, в гробу. Я даже не знаю, за кого мне было обиднее – за него или за моего ребенка. Федор, конечно, немного утешился, когда я ему купила какие-то особые мыльные пузыри, но ему было очень тяжело не заплакать, и навряд ли он вообще когда-нибудь еще захочет пойти в цирк – по крайней мере в этот.

Между прочим, по той же причине его старший брат когда-то отказался ходить в церковь: он не видел там никакой своей роли. А слова «цирк» и «церковь» изначально идут от одного латинского корня (circus – круг), и тут вообще есть о чем задуматься. Но только мне не хотелось бы развивать эту тему, из меня тот еще проповедник. Я хочу сказать другое: любые зрелища, из которых исключен искренний контакт со зрителями, где нет никаких случайностей – они совершенно мертвы. И, наоборот, маленькие незапланированные случайности способны оживить самое бездарное или безыскусное представление. Например: я пришла в театр на довольно-так-себе антрепризу – и в самом конце спектакля, когда (хороший) актер Андрей Панин произносил (довольно ужасный по тексту) монолог – к нему откуда-то вылетела настоящая живая бабочка-шоколадница. Летала, летала вокруг, он подставил руку, она присела. Я уверена, ни один зритель из тех, кто там был, этого никогда не забудет. А мой друг Федор Торстенсен, которому повезло в этом смысле гораздо больше, чем моему сыну Федору, в детстве тоже пришел в цирк, и там у дрессировщицы обезьянки перестали слушаться и разбежались по всему цирку. Стали хватать зрителей за волосы, дразнить их, полезли в оркестр и все такое. Дрессировщица совершенно ничего не могла сделать, металась по сцене в своем серебряном платье, потом стала топать ногами и рыдать. А зрители были, конечно, в полном восторге. Ради таких вещей люди ходят в цирк, и в театр, и на концерты. Даже в кино: фильм ведь можно и дома посмотреть, а там можно послушать, что говорят люди, над чем они смеются. Получается такое кино-в-кино.

«Посмотри, как люди живут: в центре Парижа, в своем личном особняке. Сказка, просто сказка! И розы кругом, розы. Всю жизнь мечтала так жить: посреди города, но в собственном своем доме. И чтобы садик, эх!.. Садик, огородик┘ Свой лучок, чесночок┘»

«Нет, Сьюзан Сарандон слишком худая. Это нехорошо, в женщине должно быть за что подержаться! А Сьюзан Сарандон приходится выкарабкиваться на актерском мастерстве, не то кому бы она нужна. С такими тоненькими ножками, как у комара. (Пауза; глубокомысленно.) Но все-таки Сьюзан Сарандон лучше нашей Лии Ахеджаковой! (Воодушевляясь.) Лия Ахеджакова напоминает мне литературного критика Инну Роднянскую┘»

(Деловито.) «Я своей тушью красилась или твоей? А она у тебя водостойкая или простая? Через полторы минуты буду плакать, я чувствую┘ Неаккуратно получится, так неаккуратно┘»

«Посмотри, посмотри! Насссь, ты видишь его костюм? Это же позапрошлая коллекция Гуччи!!!!! Помнишь, в GQ? В мужском «Вогуе», помнишь? Той весной! А у них тут написано было: «двадцать лет назад». Типа флэшбек. Но на этих мутантах – на них двухлетняя коллекция!!!! Гуччи, я точно вижу! Ксю, ты думаешь, это нечаянно или продакт плейсмент? Или они думали, мы все лоха, никто не заметит? Или они художника по костюмам расстреляли потом? Или это продакт плейсмент и специально? А вдруг пятнадцать лет назад у Гуччи все то же самое было? Но этого не может быть!!!! Или все-таки такой продакт плейсмент?.. Или по фигу?.. Или расстреляли?.. Или специально?..»

Мне совершенно не понравилась третья часть эпопеи «Люди Икс», но Насссю и Ксю, беспокоившихся насчет Гуччи, я навряд ли забуду. А вот еще художник Осмоловский когда-то устраивал акцию: завел всех в маленький кинозал, рассадил в кресла, погасил свет, начал показывать старую комедию – и вдруг в зрителей полетели настоящие торты с кремом. Конечно, были и пострадавшие, и недовольные, но мне кажется, в таких вот вещах – единственная, извините за выспренность, надежда искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
681
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2413
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1611
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1237

Другие новости