Дневники бывают разными. Кто-то десятилетиями записывает свои мысли и впечатления в толстые тетради, а затем бережно хранит их, скрывая от посторонних глаз. Популярные сейчас интернет-дневники, наоборот, выкладываются на всеобщее обозрение.
Южнокорейская художница и скульптор Ли Чун Манн вот уже на протяжении пятидесяти лет ведет дневник. Необычный дневник, где автор выражает собственные мысли с помощью рисунка и коллажа. В творчестве Ли Чун Манн, особенно в последние годы, он обрел самостоятельность и стал своего рода магистральной линией.
Произведения Ли Чун Манн находятся на стыке двух религий: христианства и буддизма. При этом происходит удивительный синтез: христианские образы в ее работах обретают особую трактовку, роднящую их с буддийской скульптурой. Ярким примером является изображение Христа, сидящего, как Будда, в позе лотоса.
Еще в период своего ученичества Ли посетила известный в Южной Корее храмовый комплекс Унджу-са (Unju-sa). Образы Будды и Бодхисатвы, рельефы, украшающие ступы, произвели на нее неизгладимое впечатление. В канонических формах буддийских статуй Ли Чун Манн увидела наиболее яркое отражение своих художественных идеалов. Как отмечает сама Ли: «Вдохновение, полученное от этих буддийских статуй, полностью изменило мое представление об изображении человеческой фигуры, значительно расширило горизонт моего изобразительного языка».
Строгие и монументальные образы буддийской пластики стали своего рода идеалом к которому стремится Ли, изображая фигуру человека. Действительно, те же плавные линии, четкие контуры и очертания, важность целого в противовес детализации. Образы являются воплощением вселенского спокойствия и гармонии.
Сама Ли Чун Манн родилась в христианской семье. Преданность этой религии нашла свое отражение в ее работах, будь то коллажи-дневники или скульптура. Образы Христа и Богородицы всегда оставались центральными в ее творчестве. В работах Ли они всегда вдохновенны и величественны, наполнены глубоким духовным содержанием.
При создании религиозных образов большую роль имеет символика, позволяющая ярче передать послание, зашифрованное в произведении. Скульптурный комплекс на горе Чоль-ту, созданный по проекту Ли Чун Манн, – одна из таких работ. Он посвящен первым корейским христианским мученикам, убитым в конце XVIII века во время государственной кампании по искоренению «западной ереси». Лишь при пристальном всматривании в мощной, грубо отесанной глыбе известняка, можно увидеть человеческую голову, лежащую на высоком постаменте, словно на плахе.
История появления христианства на Корейском полуострове достаточно своеобразна. К тому времени, как католические миссионеры получили возможность беспрепятственно проповедовать в Корее (это произошло в 1784 г.), часть корейских интеллектуалов, прежде всего связанных с неоконфуцианской школой Силхак, уже обнаружила в христианстве идеологическую базу для своих представлений о социальном равенстве. Дипломаты, побывавшие в Китае, привозили в страну библейские тексты и труды богословов (например, миссионера-иезуита Маттео Риччи). А один из дипломатов, И Сун Хун, после принятия крещения в Пекине основал в Пхеньяне (сегодня – столица Северной Кореи) первый христианский молельный дом. Можно сказать, что христианство в Корею принесли миряне, а не миссионеры.
Вера корейских христиан – осознанная и принятая добровольно. Она стала частью их жизни, естественно, без резких переломов и революций. Творчество Ли Чун Манн является этому ярким подтверждением. Ее вера, которая находит отражение в произведениях, – это сама жизнь. Жизнь в гармонии с собой и прежде всего с природой. «Природа – это место успокоения и расслабления для моей души», – часто повторяет Ли.
Сама природа, по словам Ли Чун Манн, подсказывает ей очень многое. Для создания коллажей она использует самые разнообразные материалы: листья, кору деревьев, камни, обрывки бумаги. Художник считает, что все они самоценны, каждый из них наделен смыслом и несет определенное послание. Задача художника, с помощью своих произведений, донести его до зрителей. Между автором и вещью возникают духовные связи, которые позволяют лучше понять окружающий мир и осознать себя его частью. При этом они сами не только несут определенное зашифрованное послание, но и помогают автору передать ее собственные мысли.
Коллажи Ли Чун Манн – сама жизнь, наполненная интересными событиями, бурная и многогранная. Здесь есть все: и черные полосы неудач, и красочные пятна радости и счастья. Обыденность, грусть и вдохновение, – все как в самой настоящей жизни, как в самом настоящем дневнике.
Столичным жителям предоставляется уникальная возможность заглянуть в этот дневник. С 23 по 30 августа в Центральном доме художника Ли Чун Манн покажет свои новые коллажи, сделанные специально для московской выставки. Следует отметить, что работает Ли поистине уникально. Она художник– путешественник и создает произведения для очередной экспозиции только там, где будет проходить выставка. Автор не возит с собой багаж старых работ, а постоянно творит новые. Каждая выставка неповторима, так как произведения появляются под влиянием впечатлений от новых городов, новых людей, и создаются только из материалов, найденных на месте. Готовя очередную выставку Ли Чун Манн обычно проводит вдали от дома не менее четырех – шести месяцев. И все это время, события, встречи день за днем, находят отражение на страницах ее дневника, в коллажах и рисунках.