Зинеддин Зидан выиграл свой последний матч. Теперь можно уходить┘
Фото Reuters
Джон Голсуорси как-то сказал: «Пока на свете есть футбол и пиво, революции не будет». И хотя революции все-таки время от времени происходят, все же футбол превратился в такую грандиозную фабрику по производству и продаже эмоций, которые по своему накалу сопоставимы с периодами социальных потрясений. Взрывы неотреагированной в обывательской повседневности эмоциональной энергии по сути носят предельно отчужденный характер, ибо переживания людей оторваны от их реальной жизни.
Сегодня средства массовой информации превратили футбол в грандиозный миф, который придает смысл бессмысленной жизни десятков миллионов людей. Вдруг появляется общая цель, единая большая идея, и миллионы людей, захваченные энтузиазмом, чувствуют свое единство, особенно на фоне тяжелого положения.
В футбольной толпе на стадионе люди впадают в особые мистические состояния, когда катастрофически быстро разрушается индивидуальное «я» и масса болельщиков начинает чувствовать и переживать как одно существо. Этот феномен был давно описан Фрейдом. Это состояние захватывает даже женщин, которые, чтобы не потерять мужское внимание, схлопывающееся исключительно на мировом чемпионате, вынуждены разыгрывать из себя страстных болельщиц. Все сливаются в экстазе совместного праздника. Целые нации, в иное, нефутбольное время раздираемые противоречиями, сплачиваются в порыве предельного национализма, демонстрируя пароксизмы национальной идентичности. Невольно вспоминается нацистский лозунг «Спорт есть идеальная подготовка к войне». Футбол, пожалуй, самый милитаризованный вид спорта, идеально выявляющий борьбу команд, стратегий и тактик, воли и разума. Особый драматизм футболу придает запрет на игру рукой, по сути, главный орган жизнедеятельности человека.
Последний футбольный чемпионат показал: сегодня футбол является одной из самых глобализированных отраслей мировой экономики. Капитализм предельно подчинил футбол как искусство законам рынка. По сути, в этой отрасли сложился самый мобильный рынок труда, на котором клубы рыщут по всему миру в поисках наиболее одаренных игроков. Самые бедные страны поставляют на мировые футбольные рынки игроков, которые играют в высших лигах самых богатых стран. Число переходов футболистов между клубами неуклонно растет. Нельзя даже представить себе, что такая же свобода передвижения возможна для программистов, врачей или банковских работников. Цена на игроков нередко колеблется от 10 до 40 млн. долларов. Такие цифры не могут не впечатлять: никакой профессор, талантливый ученый или инженер и отдаленно не могут конкурировать с футболистами в ценовом отношении. Это может означать только одно ≈ футбольный труд в силу своей медиатизированности превосходит любой другой вид труда. Неудивительно, что последний чемпионат мира принес доход в 2,7 млрд. долларов (в виде продажи телевизионных прав, билетов и спонсорства).
Пагубное воздействие глобализации на футбол отмечает и Дж. Блаттер, президент ФИФА. По его мнению, футбол все больше превращается в «высокодоходную торговлю людьми». И по сути не важно, торгуете ли вы дешевыми китайскими товарами или футболистами. Только за последние два года в английской Высшей лиге на приобретение зарубежных игроков было затрачено 500 млн. фунтов стерлингов. О происхождении этих капиталов приходится только гадать. Футбол стал сверхдоходным бизнесом для миллиардеров-космополитов. При этом в самой сути футбола глобализация порождает вопиющее противоречие между национальным характером этого вида спорта и его растущей глобализированной сущностью, превращающей футбол в сугубо потребительский продукт.
В то же время – и это тоже проявление глобализации – каждая национальная сборная (за редким исключением) являет собой коллектив игроков разных цветов кожи, культуры, обычаев и языков, благо играть надо не языком, а ногами.
И вдруг в самый разгар решающего матча за золото появляется человек, который один разрушает эту логику глобального капиталистического рынка. Этот человек показывает всей планете, что есть что-то более важное, чем деньги, титулы и даже золото чемпионата. В ответ на оскорбление этот человек подходит к своему обидчику и головой сбивает его с ног. Он прекрасно понимает, что этот удар по телу, а не по мячу будет стоить ему и его команде чемпионского титула. Но этот удар впишет его в историю. Этот удар закроет самым ярким образом его карьеру. Кажется, будто он знает, что именно не пробитое им пенальти станет роковым для его команды. Но он все-таки предпочтет честь┘
Победа итальянцев будет омрачена и морально обесценена.
Зинеддин Зидан выиграл свой последний матч. Теперь можно уходить┘