0
2045
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.07.2006 00:00:00

Через тернии к звездам Голливуда

Михаил Шиянов

Об авторе: Михаил Викторович Шиянов - религиовед.

Тэги: чехов, штейнер, антропософия


О выдающемся актере, режиссере и театральном деятеле Михаиле Чехове известно достаточно много, чтобы считать его личностью нетривиальной. Это подтверждают и его мемуары, и многочисленные воспоминания, оставленные о Чехове современниками.

Споры в основном разворачиваются вокруг его мистических увлечений. Сам актер неоднократно писал о своем интересе к йогам. Есть информация, правда недостаточно надежная, о том, что Чехов принадлежал к некой масонской ложе и даже якобы имел одну из старших степеней ордена тамплиеров. Искал Чехов встреч и с православными священниками.

В начале жизненного пути власть над молодым актером захватили, по выражению Чехова, «три почтенных старца»: Фрейд, Дарвин и Шопенгауэр. Первый убеждал молодого человека смотреть на вещи объективно, независимо от симпатий и антипатий, и продемонстрировал Чехову «подсознательное человеческой души со всей ее нечистотой и сексуальными ее импульсами».

Второй убеждал Чехова в том, что «жизнь есть беспощадная борьба за существование» и что «мораль и религия – только иллюзии», пусть и прекрасные. Третий же заразил Михаила очарованием тоски и обаянием разложения, научил «любоваться бесцельностью человеческого существования». К этим троим примкнул и Кант, усугубивший раскол сознания актера на две части. Так вспоминал впоследствии сам Чехов.

Но наибольшее влияние на его жизнь и деятельность оказал Рудольф Штейнер и его учение. Обращение Чехова к антропософии скорее всего было определено сущностью его характера. Отличительной чертой как юного, так и зрелого Чехова было постоянное напряжение чувств, импульсивность, предельная эмоциональность. Особенности его характера и окружения да еще и привычка к алкоголю привели Михаила Чехова к душевному кризису, преодолеть который он смог при помощи антропософии.

В его воспоминаниях есть ряд любопытных эпизодов, описывающих атмосферу «оккультной» Москвы 20-х годов прошлого века, в которую он был тогда погружен. Начиная со Станиславского в отечественном театре происходили процессы, направленные на упорядочение сценического опыта, складывались различные «системы» тренировки актера. Зачастую эти системы приобретали характер своего рода психотехник сродни медитации или духовным упражнениям Игнатия Лойолы.

В творчестве Чехова, как «спонтанном», так и базирующемся на антропософской доктрине, в равной мере случались и удачи и промахи. Сам же актер в мемуарах говорит о своих ошибках и разочарованиях как о том, что послужило для него толчком для дальнейшего совершенствования.

Он белыми ночами бродил по улицам Петербурга, чередуя дни отчаяния с периодами страстного морального подъема. В такие моменты Чехова захватывало желание молиться, читать жития святых, не совершать дурных поступков.

Вскоре Михаил Чехов стал организовывать антропософские встречи в репетиционном помещении театра. Об этом времени режиссер Эйзенштейн со свойственной ему ироничностью пишет, что в театральных гостиных появлялись все новые адепты и его даже пытались посвятить в розенкрейцеры. Все бредили йогами, но еще чаще беседы принимали теософский уклон. Эйзенштейну, по его словам, удавалось сохранять здравый рассудок.

Наконец происходит переломное событие – встреча актера Чехова с писателем Андреем Белым, пропагандировавшим антропософию в России. Чехов вступает в антропософское общество, начинается его сотрудничество с Белым. Вместе они трудятся над театральной постановкой романа Белого «Петербург». Наконец Чехову удается встретиться с самим Рудольфом Штейнером, после чего актер лаконично заключает, что «понял величие духовной жизни человека».

Однако время для подобных интересов наступало совсем неподходящее. В конце 1920-х советскому государству уже ни к чему было терпеть заигрывания с религией. В прессе стали появляться резкие отзывы о работе режиссера. К счастью, Михаилу Чехову удается выехать за границу. С этого момента основная деятельность актера протекает в области педагогики.

Антропософия не только оставила глубокий след в духовной жизни Михаила Чехова, но также легла в основу созданной им методики тренировки актера. Ее техники в той или иной степени отразились на творчестве таких звезд, как Мэрилин Монро, Ингрид Бергман, Энтони Куинн, Роберт де Ниро, Харви Кейтель и др. Мнение о Чехове как об основателе голливудской школы актерского мастерства небесспорно, однако его вклад в становление современного театра и кинематографа оспаривать не приходится.

К чему же пришел этот человек, обладавший грандиозным талантом, пылкой натурой и тягой к высшей духовности к концу своей жизни? В лекциях, прочитанных голливудским актерам в начале 50-х гг., Михаил Чехов выразил свое человеческое, религиозное и артистическое кредо.

Среди прочего он обращает к своим американским слушателям такие слова: «Настоящая, истинная человеческая любовь начинается тогда, когда мы проникаемся любовью к каждому человеку, независимо от того, к какой нации он принадлежит, независимо от кровного родства – просто потому, что это человеческое существо, и посему я способен любить его без какой-либо особой на то причины, без привнесения чего-либо эгоистического к этому чувству. Вот это-то и является высшим видом человеческой любви».

Под этими словами мог бы подписаться и антропософ, и христианин, и буддист. Актер таким образом дает понять, что для него долгий путь примирения двух полюсов его жизни наконец завершен.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1772
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1113
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
809
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1092

Другие новости