Цель творчества – самоотдача.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Мне задали вопрос: «Что такое «творческая личность»? «Ну, как что, – ответила я, – творческая личность – это┘ это┘»
Сначала я пыталась пойти от противного. Чем вот, например, творческие люди отличаются от нетворческих? Оказалось, чем угодно. Плюс тут же возник вопрос, кто есть такие нетворческие люди? Ведь и творцы тоже вполне могут быть занудами и прагматиками. Такие характеристики никак нельзя брать за основу анализа. Лично я вот не выношу рутину, но это совсем не означает, что нетворческий человек с ума сходит от счастья, когда его ежедневно заставляют выполнять одну и ту же работу.
Мой мозг начал медленно впадать в панику. Ну как же? Это ведь так просто. Я, конечно, могу рассказать про себя. Как вот лично у меня все эти творческие процессы происходят. Но надо ведь в общем. Усредненно, так сказать. Пошла по известному пути – обратилась к всезнающему Владимиру Далю. Вы не поверите! У него не оказалось определения слову «творчество».
В дело пошли глаголы: творить, создавать, рожать, наконец. Что это все такое? Простая возможность делать что-то из ничего. Кто-то наигрывает какую-то мелодию, и получается песня, кто-то водит карандашом, и бумагу заполняет затейливый узор, а кто-то, как я, просто очень хорошо умеет печатать, и мысли быстро превращаются в стройный текст. Почему возникло слово «рожать»? Ведь это же тоже дети. Живые и настоящие. И здесь мужчины, наконец, отвоевали у женщин исходное право воспроизводства. Точнее, не отвоевали, но поделили. А кому-то идеи приходят во сне, как Менделееву с его таблицей. Хотя, может, все это было совсем не так? Может, он просто сидел-сидел, думал-думал и придумал? А идея, пришедшая во сне, – не более чем хороший пиарный ход. Хотя не было еще тогда таких технологий. Да что технологий, даже слова такого еще не было – пиар. Но отсутствие подходящего слова еще не подтверждает тот факт, что люди не умели себя продавать. Кто знает, кто знает┘ Ведь это тоже своеобразный талант.
А кстати, что первично – «талант» или «навык»? Можно, наверное, с утра до вечера мучить бедную скрипку, а потом совершенно заслуженно стать лауреатом всех возможных музыкальных конкурсов. А можно родиться гением. Как-как, говорите, ваша фамилия? Моцарт? Ах да, извините. Лично я голосую за второе. Талант должен быть изначально, но его необходимо развивать и не зарывать, как это принято говорить, в землю. Навык – это по сути ремесленничество. Но кто говорит, что это плохо? Терпение и труд все перетрут.
Всплыло в голове еще одно сочетание – творческий непокой. Что это? Мой педагог по вокалу, когда я начинаю капризничать, что у меня что-то не получается, говорит: «Можешь не петь – не пой!» Только вот то-то и оно, что не могу. Так вот творческий непокой – это, по-моему, когда «не могу не». Не могу не делать чего-либо, не могу не творить, создавать, рожать, далее по тексту.
Мы еще долго спорили с моим собеседником, но в конце концов пришли к одной точке соприкосновения. Не к точному определению слова «творческая личность», думаю, вряд ли вообще возможно дать такое определение. Уж если даже Даль не справился┘ Но одну характерную черту всех творцов мы все же уяснили. Глубокий вдох! Это так называемая тонкокожесть или способность пропускать все через себя. Можно даже придумать какую-нибудь единицу измерения проходимой через нас информации. Скажем, единица проходимости, или единица ПРО. Только вот к чему ее приравнять? Ведь информация приходит буквально отовсюду. Мы даже не в состоянии всю эту информацию объять своим жиденьким мозгом, который задействован всего лишь на несколько процентов своих возможностей. Никого не хочу обидеть, это научный факт. Но даже, если мы не можем охватить всю эту информацию, это не значит, что она куда-то девается. Порой она оставляет в нашей душе неизгладимый след, который невозможно логически проанализировать. И появляются новые шедевры великих мастеров, читай – великих творческих личностей. Не задумывались, почему нам порой хочется применить, казалось бы, совершенно неприемлемые термины к тому или иному явлению? Например, «как вкусно сделана эта музыка», или «как трогательно описан этот эпизод», или «я услышал рассвет». Зрение – в музыке, слух – в визуальных объектах, тактильные ощущения – от прочитанного. На первое место выходят чувства. Вот оно это творчество. Просто у всех оно происходит по-разному, потому что все по-разному чувствуют. Я вот, например, свой текст вижу. Не в смысле способности к видению посредством глаз. Я вижу его в голове. А потом его видите вы. Только уже на бумаге. А потом он прошел через вас и вышел уже чем-то новым. Это как сообщающиеся сосуды. Главное, чтобы сосуд вашего личного творчества никогда не иссякал, а если все же иссякнет, то просто оглянитесь вокруг и вспомните про единицу ПРО. Ведь это так ПРОсто.