Несметные сокровища индусских святилищ с незапамятных времен притягивали любителей наживы. В 1024 г. мусульманский правитель Махмуд Газни вторгся в Индию и разграбил Сомнатх, знаменитый храм бога Шивы на побережье Аравийского моря. Согласно свидетельству летописца, в Сомнатхе он захватил огромную добычу, в том числе 6,5 тонны украшений из чистого золота.
В Индии около миллиона индусских культовых зданий. Самым богатым из них в настоящее время считается храм бога Венкатешвары в городе Тирупати. Этот город даже называют «индийским Ватиканом». Он находится в южноиндийском штате Андхра Прадеш, добраться до него проще всего поездом или автобусом из города Ченная (бывший Мадрас). Это один из немногих южноиндийских храмов, куда допускают представителей других религий.
За годы независимости страны доходы храма Венкатешвары возросли в 10 тысяч раз и составляют два миллиарда рупий (более 40 миллионов долларов США) в год. По некоторым подсчетам, в минуту храм «зарабатывает» одну тысячу рупий. В его сокровищнице хранится свыше 10 тонн золотых изделий, украшенных драгоценными камнями.
Средства в храм поступают из нескольких источников. Основной из них – добровольные пожертвования верующих. Деньги и драгоценности складывают в особый двухметровый контейнер, который называется «хунди». Его содержимое дважды в день проверяет комиссия из 30 человек: 25 считают банкноты номиналом 100 и 50 рупий, пять – обрабатывают более мелкие купюры.
Значительная часть доходов – это плата за услуги жрецов, совершающих специальные ритуалы. К таким ритуалам относятся прасад (подношение богу сладких шариков желтого цвета, каждый из которых стоит 4 рупии), а также даршан (лицезрение статуи бога в обход общей очереди по билету стоимостью 50 рупий). Первый сеанс продолжается с 6 до 10 часов, а второй – с 12 до 21 часа. Состоятельные паломники имеют возможность заблаговременно сделать вклад на банковские счета храма за присутствие на церемониях супрабхатам (пробуждение бога) или эканта сева (отход бога ко сну).
Еще одним важным источником доходов храма являются прически для паломников. По традиции перед посещением храма мужчины и женщины должны пройти обряд обривания головы в павильоне «Кальянакатта», освобождаясь таким способом от накопленных грехов. Затем тонны человеческих волос продают частным фирмам, а те отправляют товар в США и Японию для изготовления париков.
Экономической деятельностью храма Венкатешвары руководит его администрация – «Тирумала–Тирупати Девастханам» (ТТД). В его штате состоят более шести тысяч служащих. В распоряжении ТТД – 14 гостиниц, 4334 коттеджа, 50 столовых, несколько больниц, транспортных компаний и туристических агентств, музей искусств, центр йоги, сиротский приют, торговый комплекс и др. Радиостанция храма вещает на 17 языках, включая русский. В университете Шри Венкатешвары – 40 факультетов, в местном женском университете – 12 факультетов. Кроме того, ТТД оказывает финансовую поддержку индусским храмам в США и странах Европы.
Храм Венкатешвары был сооружен в Тирупати в середине IХ века н.э. Местность, в которой он расположен, представляет собой полукружие из семи холмов, символизирующих кольца могучего змея Шеши, на котором возлежит божественный хранитель Вишну. По преданию, именно здесь Вишну в образе владыки гор Венкаты сошел на землю и погрузился в медитацию. Она продолжалась так долго, что вокруг бога вырос земляной холм, получивший название Тирумала.
Впоследствии на вершине Тирумалы возвели храмовый комплекс. Особая заслуга в этом принадлежала правителям государства Виджаянагар, почитавшим Венкатешвару своим небесным покровителем. Первоначально храм посещался как вишнуитами, так и шиваитами, но в ХI веке их соперничество завершилось в пользу вишнуитов.
От подножия холма к храмовому комплексу ведут две дороги: извилистая предназначена для состоятельных людей и туристов на автомобилях, а прямая и ступенчатая – для паломников победнее. Вереницей, у которой не видно ни начала, ни конца, усталые богомольцы медленно взбираются вверх по раскаленным камням. Дети цепляются за матерей, жены за мужей, пожилые родители за сыновей. Лица у всех одинаково сосредоточены и полны ожидания.
Для многих это – последний жизненный маршрут, ведь в толпе паломников немало больных и калек. Тот, кто не может передвигаться самостоятельно, нанимает носильщиков или ползет на коленях. По преданию, великий вишнуитский мыслитель Рамануджа, живший в ХII веке, считал здешние холмы священными и не допускал даже мысли о том, чтобы по ним ступала нога человека.
В храме находится скульптурное изображение Венкатешвары, высеченное из черного камня. Высота статуи около двух метров. Она стоит на пьедестале в форме цветка лотоса. Голову божества венчает тиара, сверкающая крупными бриллиантами. Сама статуя инкрустирована золотом и драгоценными камнями. Ее украшают многочисленные гирлянды живых цветов. Глаза бога прикрыты белыми пластинами, поскольку, согласно поверью, он способен взглядом испепелить окружающий мир, но его уши с готовностью внимают мольбам верующих.
Статуя божества занимает главное святилище, имеющее форму трехъярусной башни. Купол гранитной башни покрыт медными пластинами, на позолоту которых было израсходовано 150 килограммов благородного металла.
Храмовый комплекс размещается на площади в четыре квадратных километра. Его ежедневно посещают более 60 тысяч паломников, убежденных в том, что просьбы, произнесенные в храме, будут непременно услышаны и когда-нибудь выполнены.
Еще не так давно многие паломники отправлялись из Тирупати прямо в Хайдарабад, столицу штата Андхра Прадеш. Их цель состояла в том, чтобы хотя бы издали увидеть главного министра штата Нандамури Тараку Рама Рао. В прошлом он был актером и сыграл роль Венкатешвары в одноименном фильме. Эта роль принесла ему огромную популярность. Наиболее ревностные почитатели относились к нему как к живому воплощению сыгранного им бога. Он провозгласил себя аскетом (саньяси), проколол ухо и носил серьгу, а на ночь облачался в сари. Рама Рао был главным министром трижды – в 1983–1984, 1984–1989 и 1994–1995 годах. Он умер 18 января 1996 года в Хайдарабаде.