0
1322
Газета Стиль жизни Интернет-версия

03.07.2006 00:00:00

Совсем ничего натурального

Тэги: прогресс, естественность, натуральность


прогресс, естественность, натуральность Была такая старая добрая закуска – кому она мешала?
Давид Штеренберг. Селедки. 1917–1918.

Исчезает естественное. Натуральное. Природное. Согласитесь, парниковая клубника не пахнет, а вода из крана – наоборот. Колбаса не из мяса, как при Микояне, а из сои, причем сама соя – генно-модифицированная. В водоемах, где еще вчера по берегам мирно рос камыш, нынче нефть: рыба не выживает, человек плещется. В лесу не грибы, но банки из-под пепси-колы. В саду же, где увяли цветы и листья под воздействием окружающей среды, наоборот, выскочили мухоморы и еще какие-то наросты и пузыри земли, которых нет ни в одном определителе.

Но ладно экология, здесь все уже сказано Карауловым. Поговорим о нежном. Вот, скажем, женщины. В мои времена они пахли «Ландышем серебристым», носили чулки на резинках и юбки – и совсем не занимались бизнесом, хотя бы потому, что не было даже такого понятия. Теперь же женщины как мужчины, а мужчины – совсем напротив. Теперь очень в моде лица третьего пола, операция недешева, но заказов, говорят врачи, все больше: мужчины пришивают себе силиконовые груди, женщины опять же идут обратным путем. А дети? Дети уже в пять лет, вместо того, чтобы играть в песочнице, изображая, как в наше время, счастливое наивное детство, и лупить друг друга лопатками по головам, решают логарифмические уравнения. Это и понятно: они были зачаты не на кровати по старинке, а в пробирке с использованием семени от проверенных на интеллект доноров.

Впрочем, о чем это мы? Еще Жан-Жак Руссо горько жаловался на исчезновение природного человека – три века назад. Мы-то теперь понимаем, что жаловаться ему было грех, в его времена детей в пробирке не зачинали. Со времен Руссо написаны горы антиутопий, в которых авторы прозревали жуткое будущее нашей планеты, до которого, собственно, мы и дожили. Во многих книжках этого рода, впрочем, описывались всяческие катаклизмы, нашествие, скажем, инопланетян с какими-нибудь убойными фиговинами. Или установление жуткого политического режима с тотальным контролем, но это у самых наивных авторов, потому что они не знали, что никаких режимов вскоре не будет, одна сплошная глобализация. Так что бог с ними, с Уэллсом или с Оруэллом, это мы сами довели себя до нынешнего состояния – единственно с помощью собственной прогрессивной науки┘

Но хватит философии. Нужно говорить о простой плоти жизни. Ведь много чего можно вспомнить хорошего и доброго, человеческого. Скажем, как мальчики и девушки знакомились друг с другом на танцах, а не в интернете. Да и танцы были теплые, с прижиманием, не сепаратные. Писали друг другу записки, как во времена Казановы, а не эсэмэски. Нет, конечно, глупо жаловаться на прогресс, коли всякий день пользуешься его плодами. Но что делать с ностальгией?

Конечно, она происходит от того, что прогресс все ускоряется, а ты за ним не поспеваешь. Скажем, из трех десятков функций, которые есть в твоем мобильном телефоне, ты знаешь только две. Дети обещают обучить третьей, но твой кретинизм, когда ты по старинке пользуешься записной книжкой, а не адресной в собственной трубке, так поражает их, что они давно махнули на тебя рукой. Мол, плыви сам.

Или вот еще. Я помню времена детства, когда в автобусах были кондукторы, теплые такие тетки в ватниках с мотками разноцветных билетиков на шее, с дерматиновой сумкой через плечо – для кассы, и они кричали зычным басом на весь салон: кто, мол, еще не обилетился. А тут угораздило как-то влезть в троллейбус, и оказалось, что ты абсолютно не умеешь им, троллейбусом, пользоваться. Легкая паника охватывает тебя: еще недавно, еще вчера все было просто и понятно, садишься и едешь, теперь же у передней двери стоит турникет, и абсолютно непонятно, как его миновать. Смотришь, а бойкие старушки твоих лет раз-два, засовывают в щель какие-то билетики, и ты чувствуешь себя беженцем, эмигрантом из прошлого. И понимаешь, что всему нужно теперь учиться заново. Нужно забыть уроки жизни, которые некогда отнюдь не легко давались, и идти заново в первый класс быта и бытия┘

Ах, многое было, зачем пропало! Было, к примеру, мороженое эскимо на плоской палочке, точно такой врачихи залезали тебе в рот – посмотреть, не красное ли у тебя горло. Капуста провансаль с виноградом. Где оно, эскимо, кому мешало? И где сами врачихи ухо–горло–нос с добрыми глазами? Не дозовешься. Где натуральный частик в томате и виноградное вино «777», приправленное настоящим спиртом? Где новогодние елки из хвои, а не из пластмассы? Где детство и мама, наконец?..

Суров мир и неумолим прогресс. И мнится, не осталось неподдельных натуральных чувств. Когда подходишь к человеку попросить три рубля, а он – хрясь тебе по шее. И все понятно, не надо слов. А теперь ты обращаешься к соседу с натуральным вопросом, мол, не угодно ли на троих, а он весь в плеере, не слышит, только пучит глаза. Это разве можно назвать, скажите на милость, коммуникабельностью?

Но нет, будем справедливы, можно еще получить кое-что естественное. Послушать песни Кобзона, например. Лечь на диван. Еще можно достать с полки том «Войны и мира». Размешать сахар в чашке чая, сделанного из отфильтрованной воды. Можно пойти в ближайший парк в респираторе и посмотреть, как с трудом пробивается из подозрительного цвета земли низкорослая зеленая трава. Можно еще набрать по старинке номер на аппарате стационарной связи и услышать на другом конце голос далекого друга. Многое еще можно, коли хотеть. Не все потеряно. Для того, конечно, кто сам еще не стал совсем ненатуральным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1303
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
829
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
592
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
824

Другие новости