Если вы захотите отправиться в древний город Тверь, прибегнув к услугам экскурсионного бюро, то в перечне достопримечательностей обязательно прочтете: «По прибытии – обзорная экскурсия по старинному верхневолжскому городу: вы увидите Отрочь монастырь, старинную «купеческую» застройку волжских набережных, храмы города, Путевой дворец┘»
С первого взгляда, этот список ничего интересного из себя не представляет. Однако если любознательный путешественник присмотрится повнимательнее ко всем этим монастырям, храмам и дворцам, то неминуемо столкнется с одной очень любопытной деталью, а именно с архитектурным призраком.
Великолепный Отрочь монастырь, возведенный в 1260 году в честь Успения Пресвятой Богородицы, жемчужина тверской земли, находящийся в районе Заволжья, ныне не существует. Он был закрыт в 20-х годах, а в середине 30-х разрушен. Так что упоминают про него напрасно.
Если вы приедете в Тверь и переберетесь через мост на другой берег Волги, стремясь увидеть стены заветной обители, вас постигнет великое разочарование, как постигло оно и автора этих строк. Неподалеку от набережной возле обшарпанных домов вы увидите проржавевшую табличку «Отрочь монастырь». Коротко и ясно. За этой табличкой – здание, похожее на списанный в расход планетарий.
Это ныне недействующий тверской Речной вокзал, построенный на месте обители. В десяти шагах от него – скорбная каменная фигура в клобуке: по народному мнению, то ли Нил Сорский, то ли Андрей Рублев, а то ли вовсе – памятник неизвестному монаху. От когда-то славного монастыря остался один лишь Успенский собор, да и тот не в лучшем виде. В нем до 1970-х годов размещался архив областного МВД. От прежней роскоши когда-то пышного здания уцелели лишь остатки керамических рельефных изразцов.
А ведь когда-то место это было овеяно скорбной славой и легендами. Начать хотя бы с названия. Если верить древнерусской «Повести об Отрочь монастыре», основанием своим обитель обязана трагической любовной истории. Некий отрок Григорий, обманутый князем Ярославом Ярославичем, женившемся на его невесте, с горя уходит в монастырь и благодаря этому печальному обстоятельству на берегу реки Волги возникает твердыня православной веры.
Как водилось на Руси, твердыня эта стала святым прибежищем для одних и тюрьмой для других. Тверские князья под конец жизни находили здесь приют после бурного правления, здешним игуменом была написана известная «Повесть о Михаиле Тверском». Но еще более известен был монастырь своими крепкими замками и высокими стенами. В его тесных кельях томились лучшие люди своего времени: славный философ и богослов Максим Грек и святой Филипп, митрополит Московский и всея Руси.
Здесь знаменитый борец с властью, святитель и чудотворец Филипп, в миру боярин Федор Колычев, был задушен Малютой Скуратовым по приказу царя Ивана Грозного. Собственно, именно история опального митрополита Филиппа и послужила к вящей славе обители. Ссылка и убийство святителя окружила Отрочь монастырь особым ореолом.
Как известно, фигура Филиппа – одна из самых заметных в русской истории. Хотя правдолюбцев на отечественной земле всегда хватало и многие из них жизнью платили за свою смелость, мало кто был столь последователен, мужественен и стоек, как святой Филипп.
Разнузданная и лицемерная эпоха Ивана Грозного, как мы знаем, отнюдь не была колыбелью вольномыслия. Опричники с притороченными к седлам собачьими головами выкорчевывали на корню любое стремление к свободе.
Митрополит не побоялся выступить против этой стихии, а это означало пойти против жестокого и злопамятного царя. Поначалу с легкой руки правдолюбца Филиппа разгульные кровопролития было прекратились, но ненадолго. Увещевания и кроткие беседы с царем ничего не давали.
Как свидетельствуют исторические источники, в 1568 году митрополит решил в открытую выступить против непомерного произвола. 21 марта в крестопоклонную неделю в церкви, где митрополит собирался служить литургию, появился царь с толпой опричников. Хитрый царь трижды подходил к митрополиту под благословение, но тот стоял молча и неподвижно. Слова, с болью сказанные им царю, стали преданием: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства...
У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников, о твоей бедной душе страдаю...».
Месть царя вскоре настигла Филиппа. В Успенском соборе Кремля опричники сорвали с митрополита святительские одежды и увезли в заточение. Тут-то имя тверского Отрочь монастыря и сделалось повсеместно знаменитым.
Филиппа поместили в узкую и сырую подвальную келью, где он и нашел свою смерть от рук Малюты в декабре 1569 года. Святитель за три дня предсказал свою кончину и причастился Святых Тайн.
Позже на месте гибели митрополита монахи возвели двухэтажную церковь. Прямо над подземной кельей Филиппа разместили часовню. В обитель стали приходить паломники – помолиться в святом месте.
Вообще же в XIX – начале XX в. Отрочь был процветающим монастырем. Успенский собор сиял свежей краской, смотрелся празднично и торжественно.
Ныне в нем дощатые полы, тускло-голубые стены обветшали. Правда, говорят, что где-то на чердаке собора недавно нашли икону Успения Божией Матери – несомненно чудотворную. По словам очевидцев, она обновилась сама – из тусклого образа, покрытого патиной времен, превратилась в будто только что написанный.
С моста через Волгу хорошо виден берег, где когда-то на высокой насыпи стоял Отрочь монастырь. Розовое, ветхое здание заброшенного Речного вокзала кажется неуклюжей вклейкой, грубым каменным вторжением в композицию дали – такое впечатление, что вокзала-то как раз и нет, он выморочен и безобразен. Сквозь него по-прежнему просвечивают стены разрушенной Отрочи, так что в этом смысле работники экскурсионного бюро, возможно, и правы: имеющий глаза вполне может увидеть обитель духовным взором, если решит посетить древний город Тверь.