0
8423
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.06.2006 00:00:00

Бесовские причуды Валерия Брюсова

Тэги: брюсов


брюсов Демонизм поэта – это его способ самоутверждения.
М.Врубель. Портрет В.Брюсова. 1906

Кредо поэта Валерия Брюсова было таким: «Чтобы стать поэтом, надо отказаться от жизни». Это звучало очень демонично, и перепуганные современники комментировали его слова соответственно: «Великая гордыня в этом человеке: пчела, отрекшись от вешнего луга, хочет сделать мед».

Но Брюсову нравилось быть гордецом. В этом смысле он далеко превосходил другого знаменитого «бесовского» поэта – Федора Сологуба. Тот все больше тосковал, давил мертвым молчанием, а Брюсов наоборот – полыхал гневными речами, морочил друзей разной чертовщиной и устраивал спиритические сеансы.

Кроме того, Валерий Брюсов был известен в народе как самый настоящий эротоман. С этим никто поспорить не мог. Если нашумевшие «декадентские» стихи «О, закрой свои бледные ноги!» любители поэзии объясняли религиозным порывом (дескать, это восклицание поэт издает при виде снятого с древа Христа), то вот строки «Повлекут меня с собой к играм рыжие силены; мы натешимся с козой, где лужайку сжали стены» никого уже обмануть не могли.

Но наш поэт и не хотел никого обманывать. Он просто отказывался от жизни достаточно своеобразным способом.

Начать хотя бы с того, что поэт Брюсов, законодатель литературных мод, признанный мэтр символистов, был Василием, попросту говоря, Васей. Но, будучи Василием, про изысканную эротику и про всякого рода кощунства вроде «Хочу, чтоб всюду плавала свободная ладья, и Господа и Дьявола хочу прославить я» говорить было как-то неудобно. Пришлось переделываться в Валерия.

Впрочем, это было законное веяние времени. Ведь и Сологуб на самом деле носил неблагозвучную фамилию Тетерников. А писатель граф Алексей Толстой отродясь никаким графом не был.

Иногда, правда, публика почему-то упрямилась и не желала признавать за Брюсовым право на демонизм. Так, однажды наш поэт с помпой приехал в Петербург на премьеру «Пелеаса и Мелисанды» в собственном переводе. Ставилась пьеса у Комиссаржевской. Брюсов вкусы петербургской публики не учел, а были они куда изысканней московских.

Но Брюсов был знаменитым поэтом, поэтому так легко сдаваться не желал. Да и замечательный художник Врубель к тому времени уже написал его портрет: там он стоит, скрестив руки, голова слегка откинута, глаза прищурены – сплошной Демон, да и только! Вот поэт и встал в позе своего портрета – как полагается, посреди театра, у самой рампы, чтобы все видели. Наделенные юмором современники отзывались об этом так: «Поза напыщенная, неестественная и для театра совсем уж неуместная┘» Театралы справлялись друг у друга с улыбкой: «Что означает этот курносый господин?» – потому что в лицо Брюсова многие не знали. Наш поэт «курносым» быть не привык и очень на Петербург сердился и негодовал.

Вообще же в тесном кругу поклонников и литераторов Брюсов считался богом. Грозным, темным и хитрым, наделенным особыми правами и силой. Приходилось, как говорится, поддерживать реноме – пускать пыль в глаза, навевать колдовские чары. А поскольку будничная жизнь не изобиловала романтическими взлетами и падениями, надо было все время что-то выдумывать. Так, когда нашего поэта приглашали в гости, он никогда не отвечал ни да, ни нет. Надейтесь, мол, авось осчастливлю.

В назначенный час перед трепещущими хозяевами появлялись с таинственным видом приближенные поэта – так называемая «свита». Брюсов же не давал о себе знать. Начинались мучительные гадания хозяев: «будет – не будет», и, когда наконец виновник торжества объявлялся, все уже лежали по углам в полуобмороке. Никто никогда не заговаривал с ним первым. Это считалось неприличным. Уходя из гостей, Брюсов для пущей загадочности мог неожиданно погасить лампу и оставить присутствовавших в темноте. Ему нужно было их впечатлить и обезоружить. Поклонникам все это нравилось.

Некий поэт, ярый почитатель литературного мэтра, так прямо и высказался, выразив общее мнение: «Мне на Господа Бога – тьфу! Был бы только Валерий Яковлевич, ему же слава, честь и поклонение!» Бывший при этом Ходасевич рассказывает, что поклонник плюнул вовсе не понарошку. Конечно, эпоха была непредсказуемой, что и говорить, но, с другой стороны, мало кто из литераторов удостаивался таких лестных слов от почитателей. Некоторые из них даже видели, как Валерий Яковлевич ходит по водам. В общем, публика от Брюсова дурела и впадала в транс.

В любовных же делах бывший Василий тоже любил нагнетать всякие ужасы. Обязательно ему требовалось, чтобы девицы либо стрелялись, либо спивались, либо сходили с ума. Все эти проявления бесхитростных душ считались в кругу символистов чем-то вроде божественной отметины. Если, влюбившись в Валерия Брюсова, барышня не кончала жизнь самоубийством, это был дурной тон.

В крайнем случае, полагалось стрелять из револьвера в самого поэта. Одна из его роковых возлюбленных, Нина Петровская, так и поступила. Правда, револьвер у нее отобрали и никакой неловкости не произошло, но шуму было много. А другая возлюбленная Валерия Яковлевича пошла еще дальше и умерла.

Брюсов к покойным барышням особой симпатии не выражал и декларировал во всеуслышание другое свое кредо: «Мертвый в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий». Это убеждение слегка расходилось с первым, про отказ поэта от жизни, но что поделаешь: противоречивость – одна из главных черт демонических натур.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
595
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1526
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1158

Другие новости