Что-то невероятное происходит в христианском мире: одни льют горькие слезы и призывают простить врагов своих, другие, наоборот, требуют казни еретиков, судов и проведения голодовок. Кто-то утверждает, что Католическая Церковь оскорблена, а вместе с ней и сам Христос.
На улицах больших городов происходят демонстрации, проводятся пикеты, интернет бурлит мнениями, диаметрально противоположными – от желания расстрелять до призыва молиться за┘ За кого же?
А не за кого иного, как за автора «Кода да Винчи» Дэна Брауна, кстати, пишущего сейчас продолжение нашумевшего без меры романа. Новый «Код да Винчи» тоже обещает стать незаурядным событием в жизни планеты. Но молиться следует не только за него, а еще и за создателей одноименного фильма, за исполнителей главных ролей Одри Тоту и Тома Хэнкса. Чем же так прогневили они народ Божий? Отчего мир встал с ног на голову и не желает переворачиваться?
С этими мыслями берешься сначала за роман, потом – за фильм. Разгадка должна скрываться в самом сюжете, в изысках композиции, в точных и метких ударах невидимой шпаги в самую сердцевину замшелой истины христианского мира.
Иначе отчего такой ажиотаж, безумие и кипение страстей? Неужели из-за того, что Дэн Браун написал о том, как Христос любил Марию Магдалину и у них были дети?
У такого «научного» открытия есть вполне адекватное название. На простом человеческом языке это называется глупость. Не пошлость, не кощунство, не «ужас-ужас», а попросту говоря – вздор.
Это как у Булгакова в читаном-перечитаном романе (выстроенном, надо сказать, куда более связно, чем сочинение «Код да Винчи»):
«– Так что же говорит этот человек?
– А он попросту соврал! – звучно, на весь театр сообщил клетчатый помощник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: – Поздравляю вас, гражданин, соврамши!»
Герой Булгакова, будучи ни много ни мало приспешником Сатаны, почему-то неплохо разбирается в том, кто соврал, а кто изрек истину. Да и сам Сатана в этом понимает дай боже. Остается выяснить, почему Дьяволу трудно запорошить глаза, а всему христианскому миру можно, да еще с такой феноменальной легкостью.
«Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы прекратить это безумное буйство ереси, шагающее по планете с легкой руки автора «Кода да Винчи», – заявляют решившиеся на голодовку католики.
«Безумное буйство ереси» заключается в том, что в фильме Одри Тоту играет потомка Христа, а католическая организация Opus Dei бегает за ней и за ее ученым компаньоном, в изуверской надежде раскрыть секрет, который завещал ей убиенный Дедушка.
Дедушка же перед смертью оказался на удивление живучим человеком и, погибая от пуль посреди Лувра (где, видимо, в этот момент не работала сигнализация), умудрился написать целое зашифрованное послание (так как писать было нечем, пришлось довольствоваться кровью).
Одри Тоту и Том Хэнкс, в считаные минуты это послание разгадавшие, понимают, что теперь деться некуда: придется искать Святой Грааль, как, собственно, и завещал Дедушка. Очень скоро выясняется, что Святой Грааль – это скудельный сосуд по имени Мария Магдалина, а точнее, женское чрево, принявшее дитя от самого Иисуса Христа.
Круг замыкается. Opus Dei свирепствует, гонится за Одри Тоту и Томом Хэнксом. По ходу дела нам показывают, как братья из вышеозначенной организации истязают себя плетью и веригами, сворачивают шею монахиням, с ожесточением ломают плиты старинного собора и вообще ведут себя неподобающим образом.
Краткий пересказ фильма, как видим, выявляет вовсе не изощренную ловкость, с которой сценаристы заодно с автором и режиссером творят параллельное измерение. Нет здесь и особой изысканности сюжетных ходов и фантастических научных прозрений. Есть лишь голая реальность действия, и реальность эта, к вящему нашему сожалению, как-то не убеждает. Она вяловата, искусственна, сумбурна и скучна. В общем и целом, как говорил когда-то русский поэт Лермонтов, «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». А в чем же грусть? А в том, что верующие зрители как раз и не видят смешного.
Если всерьез утверждать, что чья-то вера рассыплется оттого, что у Христа обнаружились дети, или из-за того, что Святой Грааль вовсе не чаша, а женщина, то напрашивается законный вопрос: что же это за вера такая? Что фильм неубедителен и роман – коммерческая поделка, еще полбеды┘ Но вот с верой-то что происходит?
В снятом виде выходит, что если уж судить по Евангелию, то у нас не обнаруживается этой самой веры даже и с горчичное зерно. Ибо, будь у нас ее хотя бы такое ничтожное количество, мы могли бы сдвинуть гору, а не то что пережить появление на свет фильма о Марии Магдалине и потомках Христа.
Что же касается христианской Церкви, то тут тоже сплошные загадки. Выходит, оскорбить ее достоинство, в общем-то, достаточно легко. Получается, что всякий, кому не лень, может это сделать, например, Хорхе Луис Борхес, написавший рассказ о том, что Спасителем мира был не кто иной, как Иуда Искариот. Или тот же Булгаков, представивший Христа в образе полоумного, добродушного философа Га-Ноцри.
Остается только думать, что дело здесь в массовом размахе предприятия. В неправомерной раздутости рекламной кампании. Народ недоумевает┘ и устремляется к зрелищу, потому что ему сказали, что это – скандал, а следовательно, нечто стоящее. И неокрепшие умы гибнут под бременем невыносимого соблазна. А ведь сказано, «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». И тут уже не до молитв за врагов.