Цветные вязаные кипы носят студенты, которые помимо изучения Торы посвящают себя вполне светским занятиям.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Посреди холла первого этажа гуманитарного факультета Еврейского университета в Иерусалиме стоит┘ телега, из тех, на которых халуцим (первые молодые поселенцы, ровесники нынешних студентов) в 10–20-е годы осваивали Эрец Исраэль и строили первые кибуцы.
В телегу никто не запряжен, а жаль. В здешних путаных коридорах пригодились бы природная интуиция и умение ориентироваться какого-нибудь милого и нешумного животного, пони например. Говорят, что, когда во второй половине прошлого века некий архитектор нагородил эти бетонные ходы, переходы, коленчатые коридоры, перетекающие в разноуровневые холлы и разбивающиеся там еще на несколько коридоров поуже, первым в этот лабиринт запустили его самого. Студенты говорят – он так там до сих пор и бродит. Иногда крики слышны, тоскливые такие┘
Это все баечки, конечно, шуточки. Зато шумная активность питомцев иерусалимского универа протекает и в самом деле вокруг телеги. В рабочее время она, будучи по-прежнему распряженной, тем не менее не простаивает: торговки одеждой заваливают историческое средство передвижения ворохами своего товара, а студентки толпятся рядом, выбирают, что кому подходит. Соблюдающие традиции иудейки, «месортит», выбирают длинные юбки и рубашки, с рукавами, закрывающими локти; если юная леди уже замужем (что здесь не редкость), она может прибавить еще и пестрый платок или вязаную крючком шапочку. И настоящее раздолье тут разного рода светским «неформалкам» – одна в полосатых гетрах и кедах, другая во вполне традиционной юбке в пол и в топике, от которого остались после каких-то сложных манипуляций одни бретельки и название, а третья – наверняка с журфака – и вовсе выглядит соскочившей с экрана MTV.
Есть здесь и местная элита – хорошо одетые умники со строгими портфелями, обсуждающие причуды судебных прецедентов. На юрфаке – один из самых высоких проходных баллов по «психометрии» (смесь ЕГЭ и теста IQ, заменяющая в Израиле вступительные экзамены в вуз), а иврит надо знать не на третьем уровне, достаточном для большинства факультетов, а на пятом.
Впрочем, элитарность не мешает юристам смешиваться с остальными студентами, когда в холле перед аркой главной аудитории юрфака раскидывает складные койки передвижной пункт сдачи крови «Маген Давид Адом» – «Красного Маген Давида». Кровь (может быть, для жертв очередного террориста, вроде того, который в 2002 году заложил бомбу в университетском кафе и убил 9 юношей и девушек) сдают и симпатичная правоведка в очках, и бородатый профессор, и просто одетый паренек в кипе.
«Традиционные» мальчики в кипах обращают на себя внимание иностранных гостей универа; для местных жителей это не диковина. Цветные вязаные кипы («кипот сругот») носят так называемые «религиозные сионисты» – ребята, которые ходят и в синагогу, и в армию, а изучением Торы занимаются параллельно с другой общественно полезной деятельностью. Ортодоксальные юноши в черных кипах из ткани, более строго придерживающиеся религиозных правил, как правило, учатся в религиозных учебных заведениях.
Кстати, насчет армии. Обычное дело для обычного (не ультраортодоксального и не араба по национальности) парня или девушки в Израиле – отправляться на учебу после армии. Юноши служат три года, девушки – год и девять месяцев. Хорошо окончившие школу ребята из среднеобеспеченных семей иногда предпочитают другой вариант: получить степень бакалавра после трех курсов университета, окончить в армии офицерскую школу и вернуться в университет за магистерской степенью. За то, что молодой офицер обязуется энное количество времени прослужить в армии по своей новообретенной специальности, армия оплачивает ему часть расходов на обучение.
Однако делу час, а потехе время. Студенческое общество «Бет-Гилель» устраивает концерты и семинары, будущие журналисты ведут передачи университетского радио. На закате можно посидеть на улице, на террасе кофейни, попивая кофе с кошерным сандвичем (с сыром, помидорами и яйцом, но без ветчины, разумеется) и полюбоваться Иерусалимом.
Огромный малиновый шар солнца медленно заваливается за сизо-синий город на западе, а на газоне, у самой ограды, почти скрытые декоративной горкой, сидят двое – парень в вязаной кипе и девушка с копной вьющихся осветленных волос. Лиц их не видно, они смотрят на закат, касаясь друг друга плечами, молча┘