Сегодня мы представляем галантный мир минувших веков по историческим фильмам.
Фото Reuters
Все началось в Провансе, где в XII веке появились певцы любви трубадуры. Их поэзия ритуализовала отношения сильного и благородного к слабому и прекрасному. Ритуал служения Даме предполагал четыре стадии – «Колеблющегося», «Молящего», «Выслушиваемого» и «Друга».
Колеблющийся хочет говорить о своей любви, но не смеет. Он молча страдает до тех пор, пока Дама не поощрит его к откровенности. Поняв, что его готовы выслушать, влюбленный признается в своих страданиях, переходя таким образом в категорию Молящего. Если моленья производили на объект страсти благоприятное впечатление, рыцарь получал ленту, платок, перчатку и поднимался до степени Выслушиваемого.
Драгоценный залог возможной Любви надо было выставить напоказ (к примеру, прикрепить к шлему) и отправиться совершать подвиги во славу избранницы. Подвиги удобнее всего было совершать на турнире – и к Даме близко, и видно всем. К тому же Дама победителя разделяла его славу, посрамляя своих соперниц. За такое можно подарить поцелуй и назвать Другом.
Посвящение в Друзья было похоже на принятие сеньором вассала. Рыцарь становился на колени перед Дамой, она брала его руки в свои, он клялся в вечной верности, обещая верно служить и защищать избранницу от всяческого зла. Дама, со своей стороны, объявляла, что принимает эту службу, что-то вручала (чаще всего – кольцо) и поднимала с колен, даря поцелуй. Как правило, первый и последний.
Друг должен был и сдерживать свои эмоции, и беречь репутацию возлюбленной. И ведь сдерживали и берегли! Дамы дозволяли своим рыцарям проводить с ними ночь, связав клятвой не требовать ничего, кроме поцелуя.
Супружеские отношения исключали рыцарскую любовь. Более того, рыцарь не мог выказывать свои чувства девице, как бы та ему ни нравилась: в девушках видели не идеал, а невесту, супругу и будущую мать. Объектом воздыхания могла быть лишь замужняя дама, в крайнем случае – вдова. Если же женщина была счастлива в супружестве и не испытывала никакой потребности в дополнительном паладине, ее, мягко говоря, не одобряли.
Вообще в века всеобщей эротической раскрепощенности легко чувствуют себя и мужчины и женщины; когда же делается акцент на мораль, первой страдает женщина, а особо извращенные мужчины получают своеобразное удовольствие, эту мораль культивируя┘
Женщины и впрямь страдали. Марию Орлеанскую понесла лошадь, всадница застряла ногой в стремени, ее волокло по земле, но помочь никто не решался – коснуться королевы было страшнейшим из преступлений. К счастью для Марии, двое дворян рискнули нарушить этикет. Они спасли королеву – и тотчас бежали за границу.
Пострадала от этикета и Мария-Анна Австрийская. Когда она следовала к будущему супругу, мэр одного из городов хотел преподнести ей шелковые чулки. Эта наглая выходка была пресечена каким-то благородным доном, заявившим: «У королев не бывает ног». Вообразив, что по приезде в Мадрид ей отрубят ноги, невеста потеряла сознание.
Куртуазный идеал господствовал, условно говоря, до XVI века. Ренессанс огрубил нравы, и Рыцари и Дамы превратились в обычных любовников. Галантность, по сути, являлась прямой противоположностью куртуазности, поскольку была не более чем пряной приправой к эротическим удовольствиям.
На коронацию 25 июля 1547 года король Генрих Второй Валуа явился в камзоле, украшенном монограммами своей любовницы Дианы де Пуатье, которая заняла место рядом с ним. А королева Екатерина Медичи, находившаяся на третьем месяце беременности, была отправлена на отдаленную трибуну.
Сеньор Альваротто в своем письме из Компьена от 1 октября 1549 года сообщает: «Мезон рассказал мне, что как-то вечером Диана собиралась спать. Его Величество ею овладел, и они прошли за кровать, стоявшую далеко от стены, притворяясь, что беседуют; они так растрясли кровать, что та зашаталась, и они чуть не упали на землю; в комнате были две горничных; герцогиня громко сказала: «Государь, не прыгайте так резко на мою кровать, вы в конце концов ее сломаете!»
Так они и жили: супруга рожала ребенка за ребенком, а супруг развлекался с обожаемой фавориткой, которая была старше возлюбленного на 20 лет!
Именно тогда был создан первый учебник хороших манер. В нем был много интересного. Например, считалось элегантным «покачиваться при ходьбе» и «держать глаза полузакрытыми и выпячивать губы как бы для поцелуя». Приветствие же и вовсе было целым ритуалом: «Нужно согнуть лишь правое колено с правым поворотом корпуса. Шляпу нужно снимать правой рукой и держать в опущенной левой. Правую же руку с перчатками прижимают к животу. Приветствие при встрече: мужчину обнимают за плечи, а если он выше ростом, его обнимают за корпус, и тем ниже, чем более высокое положение он занимает. Равного обнимают одной рукой за плечо, другой – под мышкой. Женщину же целуют в губы┘»Нам сегодня эти правила хорошего тона кажутся странными. Но какие-то рудименты куртуазности и галантности остались и в нашем обиходе.
Санкт-Петербург