Вячеслав Максюта (в центре) готов поднимать тяжести любой формы.
Фото Николая Титова
Саратовский атлет Вячеслав Максюта обещает сдвинуть самый большой стратегический самолет – бомбардировщик Ту-160. Если, конечно, главком ВВС согласится. Вес самолета – 170 тонн. Вес Вячеслава – 118 кг. В декабре прошлого года он уже доказал неуместность таких сравнений, протащив за собой 42-тонный Як-42, а еще раньше – снегоуборочный железнодорожный состав «Волжанка» весом 190 тонн.
Понять, как это делается, невозможно. Понять, насколько это невозможно, очень просто – достаточно попробовать приподнять пассажирскую «Газель» – силовые экстремалы перетаскивают их на скорость. Шесть лет назад, наблюдая за турниром силачей, заехавших в Саратов, мастер спорта по греко-римской борьбе и бодибилдер Вячеслав Максюта тоже удивился. Подошел, попробовал поднять 70-килограммовый баллон, занятый в выступлении. Оказалось, реально. Перешел к «Газели». Тоже получилось. Подошел к организатору соревнований Динамиту Владимиру Турчинскому. Тот ответил: «Нет». «Посмотри на себя, – сказал Турчинский. – Ты же маленький и худенький┘» Вячеслав посмотрел. Действительно, весил он тогда «всего» 93 кг, рост имел 176 см. В общем, Динамит и его гиганты уехали, а Вячеслав решил потолстеть и приступил к самостоятельному освоению технологии подъема тяжестей.
На самом деле, на «тяжеленькое» Максюту тянуло с детства. Точнее, с младенчества. Нормальные игрушки ребенка не устраивали, для счастья требовалось нечто более весомое. Обаятельные плюшевые мишки решительно отвергались в пользу обычной трехлитровой банки. Родители причудам сына особого значения не придавали. «Может быть, если бы еще тогда на меня внимание обратили, я бы сейчас гораздо сильнее был. Только, наверное, еще меньше», – шутит Вячеслав. Теперь-то он, конечно, знает, что у «коротышек» в силовом экстриме есть не только минусы, но и плюсы. «Некоторые упражнения у меня просто не получаются, поэтому на чемпионаты мира меня стараются не приглашать», – признается силач. Зато рост не помешал ему в 2002 году выиграть титул «Сильнейшего человека России», трижды стать чемпионом Юга России, победить на международном турнире «Урал-Батыр» и заслужить, наверное, самое полезное звание – Гордость Саратова.
Теперь в Саратове имя силача известно каждому. «Когда тебя знают, это удобно. Звонишь, представляешься, и люди, как правило, сразу соглашаются встретиться. Даже если денег не дадут, все равно хорошо», – считает Вячеслав. Денег на подвиги действительно дают не всегда – саратовские бизнесмены с финансами расстаются нелегко. Московские, как убедился в последнее время Вячеслав, тоже. «Говорят, мы телевизор не смотрим, нам реклама не нужна», – рассказывает силач. К сожалению, ныне ему пришлось перебраться в столицу, пополнив многочисленные ряды «лучших, которые уехали». На Волге силовой экстрим продолжит развивать «Союз саратовских силачей», основанный Вячеславом. Максюта остается его президентом.
Чтобы накопить силу, надо много спать и 5–6 раз в день есть все, о чем могут только мечтать модели. Впрочем, как и при сбрасывании веса, здесь главное – не переусердствовать. «Если будешь есть только сало, в весе прибавишь быстро, но с печенью можно попрощаться», – говорит Максюта. Сам он «толстел» с помощью булок с маслом, говядины, курицы и рыбы.
Параллельно с набором веса Вячеслав тренировался: техникой подъема и перетаскивания тяжестей овладевал, просматривая видеозаписи выступлений лучших силачей и прочитывая горы специальной литературы. Вслед за «Газелями» начал поднимать грузовики, затем «маленькие» самолеты. В ноябре прошлого года попробовал сдвинуть тяжеленный железнодорожный состав «Волжанка» – у него каждый вагон вдвое тяжелее обычного. Сдвинул. Почувствовал, что способен на большее. Через месяц (в декабре прошлого года) в Саратовском аэропорту 3 метра провез за собой Як-42. Самолет хотя и легче поезда, но сдвинуть его – все равно что поезд в гору толкать.
Теперь присматривается к 170-тонному стратегическому бомбардировщику Ту-160 (базируются в Энгельсе Саратовской области). Требуется разрешение главкома ВВС. Как его получить, пока непонятно: впрочем, в свое время казалось, что подход к руководству Саратовского аэропорта найти вообще не удастся – секретари, которым Максюта объяснял, зачем ему понадобилось начальство, честно предупреждали, что ради таких глупостей беспокоить руководство не станут. «Что в Саратове хорошо – тут людям все интересно. Как только был найден выход на руководство аэропорта, я сразу же получил разрешение. Даже денег платить не пришлось. Боюсь, в Москве договориться будет сложнее», – чувствует Вячеслав.
Пословицу «Сила есть – ума не надо» Максюта считает абсолютно неправильной. «В спорте всегда нужно подключать голову, иначе можно получить травмы. Поэтому, как правило, со спортсменами очень интересно общаться, у них знания – из совершенно разных отраслей. После того как на одном из турниров Максюта 45 раз подряд поднял легковушку, его, как и Турчинского, журналисты назвали «человеком-динамитом». Но сам Вячеслав, помня библейскую заповедь, себе кумиров не создает: «Просто, когда я вижу, что кто-то делает что-то лучше, чем я, я стараюсь сделать это еще лучше».
Несоблюдение «субординации» не раз давало свои плоды. В 2004 году в Норильске во время матчевой встречи Вячеслав обыграл чемпиона мира в силовом экстриме Игоря Педана. К допингу Максюта относится, разумеется, плохо. Однако считает эту проблему не такой уж однозначной. «Было бы хорошо, если бы спортсмены отказались от применения допинга, но тогда это должны были бы сделать все. При этом нельзя забывать, что спорт – это большой бизнес. Смотреть на то, как, скажем, прыгуны из года в год прыгают на 6 метров, в конце концов стало бы никому не интересно», – считает силач.
В последнее время популярность богатырских видов спорта в Саратове заметно возросла. «Мне недавно принесли диск, на котором было записано, как 6-летний ребенок играет в силача. Он всех спортсменов знает по именам. Поднимает, конечно, воздушные шары, но с идеальной техникой!» – рассказывает Вячеслав Максюта. В «Союз саратовских силачей» тоже постоянно приходит пополнение. Людей приводит непринужденность, которую ребята демонстрируют во время показательных выступлений. Однако пока численность «Союза» остается неизменной – 8 человек. Новички бросают занятия почти сразу. В том, что таскать тяжести действительно тяжело, почти никто не признается, предпочитая ссылаться на нехватку времени или средств на усиленное питание. Вячеслав Максюта относится к этому спокойно – на самом деле, уверен он, ни время, ни деньги не имеют решающего значения. Чтобы стать силачом, человеку требуется «всего лишь» несгибаемая сила воли.
Саратов