В районах современной Мексики, Гватемалы, на западе Гондураса, там, где зачастую простирается теперь непроходимая сельва, когда-то владычествовали индейцы майя. Их великой цивилизации удалось просуществовать более тысячи лет. Выдающийся исследователь культуры майя Сильванус Грисвольд Морли назвал их «самым выдающимся народом планеты». Другие ученые тоже не скупились на хвалебные определения: майя – «самая завораживающая из всех цивилизаций древней Америки», да к тому же и «самая великая».
Чем же так пленил этот древний народ наших современников? Ответим коротко: тайной и архитектурой. Вместе и по отдельности эти два понятия определяют дивный, до сих пор во многом не исследованный мир майя. Архитектура этого народа таит в себе немало загадок, она воистину таинственна и необычна. Этому есть наглядные свидетельства: более ста лет археологи вели раскопки в сердце древней цивилизации на полуострове Юкатан.
Прежде всего воображение поражает «двойственность» храмовых построек. Так, очень скоро выяснилось, что расчищенные ранее храмы – лишь кокон, в котором скрывается второй, меньший по размеру храм. Внутренний малый храм изначально засыпали песком, скрывая его сакральную красоту от взоров непосвященных, и сверху воздвигали иное сооружение, побольше.
Впервые подобное чудо было обнаружено в одном из двух крупнейших городов майя – Копане (равным ему по праву считается Тикаль, третьим в этом ряду – Чечен-Ица). Руины великого Копана находятся на западе Гондураса и представляют особый интерес для ученых. Три великолепных храма и знаменитая лестница, на которой высечены около двух тысяч иероглифов, – далеко не полный перечень архитектурных красот этого города.
Храмы-коконы обнаружил директор проекта изучения старинных сооружений в Копане Рикардо Агуриа в 1992 году. Пройдя через туннель, проделанный в наружной постройке, он увидел перед собой 12-метровую каменную стену. Как оказалось, он стоял под кровлей внутреннего, скрытого храма. Его фасад украшала двухметровая маска верховного «птичьего» бога. Храм был посвящен царю Туик-Балам, «Лунному Ягуару». Под храмом ученые нашли два захоронения, залитых ртутью: основателя династии правителя Копана Ях-Ку-ка и, по-видимому, жены владыки.
Еще одна удивительная деталь архитектурного мировидения майя – это великая тяга к украшательству храмов, обсерваторий, пирамид и гробниц. Статуи, орнамент, знаменитые своды, известные под названием «арок майя», были призваны не столько радовать глаз изобилием узоров и сцен, сколько служить выразительным напоминанием об эзотерическом смысле бытия, о священной подоплеке жизни.
Упоминая об этом, невозможно обойти молчанием загадочные фрески майя. Лучшие из них сохранились в Храме фресок в Тулуме. Их экспрессия, изящество и магия исполнения подчеркиваются особым построением храма: помимо всего прочего, он служил обсерваторией и был возведен с ориентацией на запад. Центральная колонна, по замыслу древних зодчих, озаряется солнцем во время зимнего и летнего солнцестояния. Можно догадаться, что при особом освещении фрески только выигрывают.
Храмы – вовсе не единственное место, где можно встретить майякские фрески. Совсем недавно было сделано изумительное открытие: в Гватемале во время раскопок древней пирамиды обнаружили фреску длиной в два метра, ей ни много ни мало более двух тысяч лет. Яркие краски, которые так прочно вошли в обиход (не только религиозный) национальной культуры Мексики, присутствуют здесь в изобилии. По словам археолога Уильяма Сатурно, который, собственно, и обнаружил фреску, она выглядит так, «будто была написана вчера».
Изображены на ней четыре божества – воплощения бога Маиса, символизирующие подводный мир, воздух, землю и рай. Тут же представлено увенчивание короной бога Маиса, а следом за ней – вполне земная коронация вождя майя. Иероглифы, встречающиеся на фреске, представляют собой новую загадку – и ученые пока не в состоянии расшифровать их.
Важная особенность фресок – это необыкновенный реализм сцен, экспрессия и выразительность поз, документальная точность в изображении оружия, одежд, музыкальных инструментов, растений. Именно эти качества присущи, кстати, монументальным фрескам мексиканского художника Диего Риверы, пытавшегося создать свою «коммунистическую религию». Да и не на одного Риверу повлияли эти краски и мистический пыл. Так что фрески майя – явление уникальное, пропитавшее своим многоцветием культуру Латинской Америки.
Раз уж мы упомянули о древних пирамидах, нельзя не вспомнить, для чего они использовались. Тут, разумеется, придется в первую очередь упомянуть о весьма неприятном факте – на площадках пирамид приносились человеческие жертвы. Число их не укладывается в голове. В случаях особо знаменательных оно достигало 15–20 тысяч. Но, что делать, надо было поддерживать природный гомеостаз, то есть равновесие и божественную гармонию. Пирамиды возводились для разных целей, но, в частности, они строились таким образом, чтобы окружающий народ мог отовсюду наблюдать за кровавым действом. Поэтому, к слову сказать, и лестницы пирамид делались по возможности крутыми, чтобы тело жертвы могло легко скатиться вниз.
Но тем не менее пирамиды, как, например, знаменитый Храм надписей в городе Паленке, несли в себе иные, скрытые возможности. Вышеупомянутый храм стоит на грандиозном пирамидальном основании, и стены его уходят глубоко в каменное ложе пирамиды. Именно внутри нее, под плитами, образующими пол храма, ученый-археолог Альберто Рус Луилье, сам того не ожидая, увидел лестницу.
Проникнув в подземную камеру, ученый так описал свои ощущения: «Из густого мрака неожиданно возникла сказочная картина фантастического неземного мира. Гробница напоминала заброшенный храм. По ее стенам шествовали скульптурные фигуры из алебастра. Потом мой взор упал на пол. Его почти полностью закрывала каменная плита с рельефными изображениями┘ Как бахрома огромного занавеса, висели изящные фестоны сталактитов┘»
Склеп с алебастровыми изображениями девяти «владык мрака» принадлежал одному из владык Паленке. Так что пирамиды, как выясняется, имели самое разнообразное культовое назначение.
Ныне их образ часто всплывает в современной архитектуре Мексики, в частности в облике отелей и прочих зданий нерелигиозного характера. Католические церкви в Южной Америке строятся по-прежнему скорее на привычный, европейский манер. Хотя, кто знает, может, в недалеком будущем в центре Мехико нашему взору будет явлен христианский храм в виде пирамиды, украшенной фресками внутри и снаружи┘