За кумиром – хоть на край света.
Фото Дмитрия Борко (НГ-фото)
Общество с древних времен делится на две большие группы: талантов и поклонников. Если верить пословицам, то талантами вполне можно назвать тех, кто поднимается ни свет ни заря, собственно, почему и оказался в первых рядах у «свободной кассы» в тот момент, когда Бог раздавал склонности и умения. К категории поклонников по идее должны тогда относиться все остальные «совы», которым ничего не остается, кроме как восхищаться своими кумирами-«жаворонками». Однако не всегда это так.
Понятно, что термины «сова» и «жаворонок» здесь чисто условные. Очень часто таланты покидают теплую постель лишь далеко за полдень, а поклонники, наоборот, вскакивают с восходом солнца. Просто нас всегда учили, что «кто рано встает, тому Бог подает». Вот и наклюнулась очевидная параллель. А если серьезно, то вопреки расхожему мнению талантов гораздо больше, чем честных и преданных поклонников. Причем не потому, что все готовы считать себя исключительно одаренными личностями. Просто поклонники по своей натуре бывают двух видов: добрые и злые. Вот я, например, довольно злобный поклонник. Для меня никогда не бывает пророка в своем отечестве, если мне это наглядно не подтвердили фактами. Я всех и вся готова подвергнуть жесточайшей критике. Однако если что-то сделано хорошо, то я так и говорю: «Хо-ро-шо!» У меня нет ни одного бесспорного кумира. Вернее, так я рассуждала в периоды юношеского максимализма. На сегодня я нашла для себя несколько довольно известных персонажей, перед которыми я искренне преклоняюсь.
Но почему я этого не делала раньше? Наверное, завидовала. Что я, хуже них? Зато с годами появились навыки и умения, за которые я сама в состоянии себя хвалить. Другой разговор, что я все время пытаюсь покорить новые и новые планки. И все лишь для того, чтобы не быть как все. Хотя это довольно спорный вопрос, хорошо это или плохо «быть как все». Но мы не об этом. Каждый выбирает по себе. Я лично выбрала путь под названием «движение против течения».
Возвращаясь к разговору о разновидностях поклонников, можно с уверенностью сказать: основная масса этих самых поклонников как раз относится к категории злобных. В силу разных причин. Первая из них, конечно же, зависть и невозможность поставить кого-то выше себя. А потому это уже чисто номинальные поклонники. Да, им нравятся те или иные направления в музыке, литературе, живописи, но они всегда готовы найти изъяны даже в самых любимых своих песнях, поэмах, полотнах. Словом, это уже полупоклонники, которые, с одной стороны, вроде бы «да», а с другой – вроде бы и «нет». Кто хоть раз смотрел программу «12 злобных зрителей», меня поймет. Там двенадцать молодых людей мочат (по-другому сказать невозможно) новые клипы молодых и не очень молодых исполнителей. Складывается ощущение, что участникам просто хочется поскандалить и отомстить всем за то, что они не стали, например, теми самыми музыкантами, на которых они наезжают. Вот где концентрация зависти зашкаливает за все мыслимые и немыслимые пределы. Вспоминается одна озлобленная девочка-подросток, которая, исказив свое нестрашное вроде бы личико страшной гримасой отвращения, стала похожа на какую-то надутую жабу. При этом она громко шипела, что ненавидит «болонку Бритни Спирс». Но речь идет не о собаке небезызвестной поп-дивы. «Болонка» – это такое оскорбление в адрес американской исполнительницы.
А вот честных и преданных поклонников, которые буквально боготворят своих кумиров и прощают им все слабости и недостатки, не так уж и много. И, поверьте, не всегда это девочки-подростки, которые дежурят в подъездах своих любимых поп- или рок-звезд. Нередко встречаются и люди довольно преклонного возраста, которые до сих пор вырезают все статьи, где хотя бы мельком упоминается имя любимого таланта. Правда, чаще это все-таки женщины. Хотя бы в силу своей большей впечатлительности. Но и мужчины в данном случае не редкость. Вспомните хотя бы нашумевший «Телохранитель» с Уитни Хьюстон и Кевином Костнером в главных ролях. Там вот был такой довольно преданный поклонник, которого по ошибке вначале сочли главным подозреваемым, назвав его маньяком. Хотя он и мухи не обидел, а просто искренне и беззаветно любил свою звезду. Так задумаешься и понимаешь, что на такую любовь далеко не всякий и способен. Кому-то она кажется глупой и бесперспективной, а кто-то не может без такой любви жить. Это ведь тоже своеобразный талант. Любить, не рассчитывая на взаимность. Ну, может быть, разве что самую чуточку, в самом потаенном уголке своей души.
Вот и получается, что нередко таланты и поклонники – это одни и те же люди. Как часто слышим мы из уст какого-нибудь знаменитого скрипача о своем великом учителе и вдохновителе. А для кого-то вдохновителем был сам Моцарт. А для кого-то – глухой Бетховен. А для кого-то – сосед по лестничной клетке, который каждый день мучил свою скрипку, но так и не добился всемирной известности, хотя играет, как Бог. А еще чаще в жизни встречаются обычные на первый взгляд люди, которые обожают балет и не пропускают ни одной премьеры, а при этом дома вышивают крестиком целые полотна, да так красиво, что впору и в Третьяковке выставлять. Словом, не верю я в бесталанных людей. Хотя практика показывает, что такое случается. Но, может быть, это все от природной лени, или от неуверенности в себе, или оттого, что все окружающие верят в тебя еще меньше, чем ты сам. А бывает и такое, что люди попросту бояться признаться своим близким, что всю жизнь мечтали играть на губной гармошке, а вместо этого, чтобы выглядеть солиднее, взяли в руки увесистую тубу.