0
3513
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.12.2005 00:00:00

Ньютон – это наше всё!

Тэги: эйнштейн, ньютон, исследование


эйнштейн, ньютон, исследование Аллегорический портрет сэра Исаака Ньютона.
Уильям Блэйк, 1795 г.

Британское Королевское общество (отдаленный аналог нашей Академии наук) провело опрос среди своих ученых и «простого» народа с тем, чтобы узнать, как они относятся к столпам физики последних двух тысячелетий – Ньютону и Эйнштейну. Во всех номинациях предпочтение было отдано сэру Исааку. Опрошенные посчитали, что Ньютон оказал большее влияние на науку и человечество, чем Альберт Эйнштейн. Любопытно, что это произошло под маркой празднования Года Эйнштейна в рамках публичных дебатов «Эйнштейн vs. Ньютон».

Опрашиваемым задали два вопроса. Их попросили сказать, кто из этих двух гениев сделал больший вклад в науку, учитывая уровень знаний их времени, и кто оказал большее позитивное влияние на человечество. Было опрошено 1363 не ученых и 345 членов Королевского общества.

На первый вопрос не ученые отдали за Ньютона 61,8% голосов, а за Эйнштейна – 38,2%. Члены Королевского общества были радикальнее – Ньютона предпочли 86,2% против 13,8% за Эйнштейна. На вопрос о пользе для человечества мнения не ученых разделились практически пополам: 50,1% – за Ньютона, 49,9% – за Эйнштейна; у ученых Ньютон победил со счетом 60,9% против 39,1%.

Лорд Мэй Оксфордский, глава Королевского общества, был весьма впечатлен результатами опроса, особенно тем, как разнятся ответы у публики и ученых, и заявил по этому поводу: «Многие считают, что сравнивать Ньютона и Эйнштейна – все равно, что сравнивать яблоки и апельсины. Однако важно то, что влияние обоих физиков на мир уже давно вышло за пределы лабораторий и уравнений».

Заявление правильное, обтекаемое и вполне бессмысленное, как и положено быть заявлениям ВИПов такого уровня. Это все равно, что сказать: «Многие считают Черное море синим, однако оно очень сильно влияет на экономику региона».

Но лорд Мэй, несомненно, прав – сравнивать этих двух гениев не слишком корректно. И все-таки результаты опроса, похоже, отражают действительное положение дел.

Двадцатый век можно было бы назвать веком Альберта Эйнштейна – не только из-за его вклада в физику, но главным образом из-за того, что, как начал он столетие глобальным пересмотром основ, так оно, это столетие, и продолжилось – причем во многих областях жизни, а отнюдь не только в науке. Однако Эйнштейн только подправил современную физику, пусть даже и кардинальнейшим образом, а вот сэр Исаак Ньютон фактически ее создал.

Думается, есть еще одна причина, по которой англичане отдали предпочтение Ньютону. Это отношение людей не к тому, что сделали эти два гения, а к их личностям. Уже не говоря о том, что Ньютон был англичанином, а Эйнштейн австрийцем (надо надеяться, сверхпатриотичные британцы постарались в своих ответах абстрагироваться от этого обстоятельства), Ньютон в глазах человечества – некий незыблемый столп, патриарх, который, как только родился, так сразу и стал великим. То, что примерно в пятьдесят лет он внезапно утратил свои способности и восстановил их только к шестидесяти (говорят, под воздействием свинца, с которым он работал в лаборатории), редко упоминается, потому что у гениев такого масштаба вообще не должно быть недостатков, такое упоминание граничит с неприличностью. Не важно, насколько точно реальный Ньютон был похож на этот образ – он складывался столетиями.

Эйнштейн же – прямая противоположность этому образу. Учился не так чтобы совсем уже на пятерки (его даже чуть было не исключили из школы – как раз за успеваемость по физике), начал карьеру с работы в патентном бюро, с трудом, чуть ли не по знакомству, сумел опубликовать свою знаменитую статью «К электродинамике движущихся тел», посвященную специальной теории относительности. Да и вид у него совсем не академический – если у Ньютона благородная седина, то у Эйнштейна седые лохмы; мы не можем представить себе Ньютона, позирующего художнику с высунутым языком.

Эйнштейн – воплощенный вызов общепринятым представлениям, а вызов такого рода не всегда бывает понят и принят, недаром Нобелевскую премию за теорию относительности ему так и не дали, хотя это величайшее достижение физики двадцатого века. Недаром до сих пор есть ученые, причем отнюдь не микроскопического масштаба, пытающиеся опровергнуть теорию Эйнштейна.

Другими словами, отношение людей к Ньютону и Эйнштейну в какой-то мере отражает их собственное отношение к жизни, к ее главным ценностям. Для одних это преклонение перед устоявшимися истинами, для других – стремление эти истины опровергнуть. И никто никогда не скажет, кто более прав. Оба правы, и обоих эта правота может подвести.

Вот интересно, каким будет следующий гений масштаба Ньютона и Эйнштейна?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
736
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
648
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
838
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
542

Другие новости