Приверженцы бога Ахурамазды и пророка Зороастра встревожены резким сокращением популяции грифов. Эти крупные птицы строят свои гнезда вблизи "башен молчания" - некрополей зороастрийцев. Они поедают тела умерших и тем самым выполняют важную санитарно-гигиеническую функцию.
Зороастрийцы появились в Индии в IX веке. Это были эмигранты из Ирана, которые покинули родину, спасаясь от преследований мусульманских правителей. В Индии зороастрийцев называют парсами. Только в Мумбае (Бомбее) их насчитывают более 100 тысяч. Согласно традициям члены общины делятся на атхорнанов - священнослужителей и пехдинов - мирян. В местах компактного проживания парсы объединяются в общины - анджоманы.
Парсы - люди состоятельные. Среди них много банкиров, предпринимателей, политиков и ученых. Из среды парсов вышли владельцы торгово-промышленных концернов "Тата" и "Моди", парсом был знаменитый физик-ядерщик Хоми Бхабха. Индира Ганди, дочь Джавахарлала Неру, была замужем за публицистом и политиком Ферозом Ганди (однофамильцем Махатмы Ганди), парсом по вероисповеданию.
Зороастрийцев называют также "огнепоклонниками". Действительно, в их храмах всегда горит огонь. Для его поддержания используется древесина фруктовых деревьев. Она горит медленно и выделяет приятный аромат. Самым почитаемым у парсов считается храм Ираншо в городе Удваде (штат Гуджарат), основанный в 1742 году. Огонь в этот храм был принесен из Ирана и с тех пор не угасает. Правительство Индии объявило Удвад одним из 9 главных мест паломничества индийцев вне зависимости от их религиозной принадлежности.
Зороастрийцы считают мертвую плоть вместилищем скверны и демонического зла. Они не предают умерших земле и не сжигают их на погребальном костре, дабы не осквернять священные природные стихии - огонь, воздух, воду и землю. По старинной традиции парсы запирают покойников в приземистые каменные башни без кровли, окон и признаков каких-либо архитектурных украшений.
Ни один смертный не должен приближаться к этому строению ближе чем на 30 шагов. Вход в него разрешен только кхандиярам, совершающим погребальный обряд. Их ремесло является наследственным, и они держатся обычно особняком от общины. Кхандияры доставляют покойника в железном гробу. В башне они снимают с трупа одежду и укладывают его в одну из свободных гранитных или мраморных ниш. Они отделены друг от друга узким парапетом и образуют три круга, олицетворяющих этическую триаду - добрые помыслы, благие слова и праведные поступки. Внутренний круг предназначен для детей, средний - для женщин и внешний - для мужчин.
Перед входом в башню к каждому трупу обязательно подводят собаку и заставляют смотреть на покойника. Эта церемония носит название сагдид. Считается, что глаз собаки обладает магической силой, способной помешать злому демону завладеть мертвым телом. Однако необходимо остерегаться, чтобы чья-нибудь тень случайно не оказалась между мертвецом и животным, иначе взгляд собаки потеряет свою силу.
Согласно древнему представлению зороастрийцев, душа усопшего задерживается на земле ровно три дня после его смерти. На рассвете четвертого дня она оставляет мертвую плоть и поднимается в небо, влекомая лучами восходящего солнца. Там душа предстает на суд Ахурамазды на мосту Чинват, отделяющем царство живых от царства мертвых.
У "башен молчания" постоянно поджидают свою добычу стаи птиц-падальщиков. Они с нетерпением ждут, когда массивная железная дверь закроется за могильщиками, чтобы жадно наброситься на труп. За какой-нибудь час стервятники выполняют работу миллионов червей. Через несколько дней палящие лучи солнца высушивают человеческие кости. Тогда останки сбрасывают в глубокий колодец, находящийся в центре башни.
Исчезновение грифов грозит нарушить один из важных ритуалов парсов. Последние исследования показывают, что на территории штатов Махараштра, Гуджарат и других популяции этих птиц уменьшились на 80-90%. По словам известного индийского орнитолога Вибху Пракаша, в тех районах, где прежде можно было наблюдать тысячи кормящихся грифов, теперь осталось лишь около пятидесяти особей. Аналогичная ситуация складывается в Пакистане, Непале, Таиланде и Мьянме.
Индийские ученые выдвигают несколько гипотез массовой гибели грифов. По одной из них, птиц отстреливают служащие аэропортов, так как скопление пернатых представляет реальную угрозу для авиации. Другая связывает исчезновение грифов с широким применением пестицидов в современном сельском хозяйстве. С растительной пищей пестициды попадают в организм домашних животных, а затем поглощаются птицами-падальщиками, вызывая их отравление. В пользу указанной версии свидетельствует и тот факт, что в образцах тканей погибших грифов количество пестицидов в четыре раза превышает содержание их в тканях голубей и журавлей.
Однако большинство орнитологов все же считают главной причиной смерти грифов неизвестный вирус, аналог птичьего гриппа. Родиной вируса стала Юго-Восточная Азия. Оттуда эпидемия перекинулась в Индию, Пакистан и Иран. К сожалению, вирус до сих пор не удалось идентифицировать. Для его распознавания требуется время и коллективные усилия заинтересованных сторон. Признаки болезни птиц - малая подвижность и потеря аппетита. Свесив голову, грифы подолгу сидят на одном месте. Через месяц после первых симптомов заболевания они умирают.
Прослеживается определенная цикличность появления новых вирусов, опасных для жизни животных и человека. Так, свиной вирус "нипах" стал причиной смерти более 100 человек в Малайзии. Вирус "хендра" убил 14 лошадей в Австралии и унес жизни нескольких людей. Существует угроза, что от неизвестного вируса, поразившего грифов, могут также пострадать домашние птицы и люди. "Мы поддерживаем усилия индийского правительства, направленные на охрану диких животных, и готовы немедленно провести перепись грифов", - заявили в Инспекции лесного хозяйства Индии.
Ввиду сокращения популяции грифов зороастрийцы Ирана стали чаще хоронить своих покойников в бетонированных саркофагах, а в Индии кремировать их в электрических печах.