XX столетие в истории христианства можно смело назвать "веком экуменизма". Сегодня многие церковные деятели - католики, православные, протестанты - говорят о необходимости сближения Церквей. В связи с этим большой интерес представляют люди, стоявшие у истоков этого движения. В 2005 году исполнилось 140 лет со дня рождения американского миссионера Джона Мотта, одного из "отцов экуменизма".
Мотт - основатель Студенческого добровольного движения иностранных миссий, представители которого проповедовали среди студентов всего мира. Именно многочисленные путешествия принесли известность и самому Джону Мотту. Более того, в его биографиях можно обнаружить сведения о поездках проповедника в Россию и встречах с русскими религиозными и общественными деятелями.
Будущий миссионер родился в штате Нью-Йорк в семье торговца вторсырьем, но уже вскоре семья Мотта перебралась в Айову. Глубокую христианскую атмосферу в доме создавала мать - Пальмира Додж, с ранних лет приучавшая детей к молитве, регулярно читавшая им Библию. Как вспоминал сам Мотт, при чтении Писания мать чаще всего останавливалась на евангельской притче о виноградной лозе. В этой притче Христос говорил: "Я есмь Лоза, а вы ветви... Без Меня не можете делать ничего... Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви сей... Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих... Сие заповедую вам, да любите друг друга..." Джон Мотт считал, что эти слова раскрывают суть христианского учения.
В 16 лет Мотт поступил в методистский колледж и в будущем собирался сделать карьеру политика или юриста. Однако, уже будучи студентом Корнелльского университета, он понял, что его призвание - это миссионерство. Услышав проповедь известного английского миссионера Джона Стадда, Мотт написал родителям, что "хочет служить идеалам христианского студенчества". После этого он был избран президентом Корнелльского отделения Young Men"s Christian Association (YMCA), а в конце 80-х годов XIX века - национальным секретарем межуниверситетского объединения YMCA. В 1895 году Мотт объединил различные молодежные движения во Всемирную студенческую христианскую федерацию.
Во время своего первого кругосветного путешествия Мотт надолго остановился в Токио и там познакомился с русским миссионером, архиепископом Николаем (Касаткиным). Известный церковный деятель занимался переводом Священного Писания и христианской литературы на японский язык, досконально изучив историю и традиции Страны восходящего солнца. Джон Мотт впоследствии вспоминал, что архиепископ все средства расходовал на церковные нужды, на помощь бедным и на издание книг. Деятельность русского миссионера Мотт называл апостольским подвигом.
В первый раз в России Джон Мотт побывал по приглашению барона Павла Николаи, молодого дворянина, сторонника пиетизма. Пиетисты выступали против формализма в церковной жизни, требовали обновления Церкви, всячески поддерживали миссионерский энтузиазм. Узнав о том, что Мотт посвятил себя духовной работе среди студентов, Николаи посоветовал ему побывать в России. Барон полагал, что проповеди американского миссионера помогут остановить рост атеистических настроений в среде российского студенчества.
Во время второго визита в Россию в 1908 году Мотт выступал с циклом лекций в Московском политехническом музее. Проповедник, в частности, говорил о том, что студентам наряду с преодолением материальных трудностей приходится вести настоящую духовную битву с пороками и это куда важнее борьбы за существование. Джон Мотт проповедовал и в других российских городах, и во время поездок по России его неизменно сопровождал Павел Николаи, оставивший ради духовной работы государственную карьеру.
В 1910 году по инициативе Джона Мотта в Эдинбурге прошла Всемирная миссионерская конференция, которую историки христианства называют первым шагом в становлении экуменического движения. Именно миссионерский пыл студентов-христиан, желавших "евангелизировать весь мир за одно поколение", дал импульс экуменизму, а Джон Мотт, как писал о нем известный богослов Карл Барт, "передал вдохновение Эдинбурга всей Европе".
На Международной студенческой конференции, созванной Джоном Моттом в Константинополе в 1911 году, побывала Маргарита Исаак - активный член Петербургских кружков, а впоследствии супруга известного проповедника-евангелиста Ивана Непраша. Вернувшись на родину, Исаак взахлеб рассказывала молодым христианам обо всем увиденном и услышанном: "Из тридцати четырех стран съехались в Константинополь студенты-христиане. Там были православные, католики, протестанты. Такого сплоченного фронта христианских течений мир не видел с давних времен. Это было замечательное свидетельство для людей, зараженных атеистической идеологией. Им было явлено, что христиане в лице прогрессивного студенчества едины в общем стремлении распространить Царство Божие на земле".
В мае 1917 года Джон Мотт вновь посетил Россию, на этот раз в составе делегации во главе с бывшим госсекретарем США Элиху Рутом. Высокопоставленные посланцы Америки хотели заверить Временное правительство России в готовности "принять страну в круг демократических государств и обсудить вопросы практического сотрудничества". Религиозные и светские круги поддержали участие в этой делегации Джона Мотта.
Приезд Мотта в Россию совпал с подготовкой Поместного Собора Русской Православной Церкви. Высшие иерархи Церкви предложили Мотту выступить на Соборе с приветственной речью. В своем выступлении американский проповедник говорил о необходимости духовного возрождения всех христиан, призывал к миссионерскому, просветительскому и социальному служению.
В июле 1917 года Джон Мотт, митрополит Московский Тихон (Беланин) и глава российских католиков архиепископ Ян Цепляк подписали Соглашение о братском сотрудничестве. "Мы, представители трех великих христианских общин, заявляем, что у нас - один Христос и общие цели. Мы будем учиться понимать друг друга и работать вместе", - гласил текст Соглашения.
Мотт не мог оставаться в стороне и от научно-богословских дискуссий и духовных поисков начала века. "Что важнее: проповедь Благой Вести или социальное служение?" - вопрошали друг друга христиане-консерваторы и христиане либерального направления. Находилось немало критиков, упрекавших Мотта в узости подхода к делу христианской миссии. Мотт превыше всего ставил проповедь Евангелия, полагая, что само восприятие Благой Вести неминуемо поведет к улучшению общественной жизни. "Не существует двух Евангелий, одного социального и другого индивидуального, - говорил он. - Есть один лишь Христос, который жил, умер и воскрес вновь, связывая Себя с жизнями людей. Он является Спасителем индивидуальной личности, и Он - достаточная сила, которая изменяет ее окружение и связи".
Активная деятельность Джона Мотта по координации миссионерской работы привела к образованию в 1948 году Всемирного Совета Церквей - официального представительного органа экуменического движения. Эта организация, по мнению Джона Мотта, могла бы укрепить влияние христианства в мире. Десятки лет Всемирный Совет Церквей оставался верен своим основным задачам. Он привлекал Церкви к совместному труду в деле проповеди Евангелия, благотворительности и защиты прав верующих.
В 60-70-е годы интерес христиан к этой официальной экуменической структуре заметно поубавился. Дело в том, что произошло существенное изменение первоначального курса: Всемирный Совет Церквей чрезмерно увлекся социально-политическими проблемами. Опираясь на модную "теологию освобождения", он стал поддерживать революционные движения, прокоммунистические режимы, начал благословлять феминизм и развивать идеи либерализма.
Джон Мотт, в свою очередь, всегда старался избегать жарких споров между фундаменталистами и модернистами. Он говорил, что желает лишь "следовать за Христом и исполнять Его волю". В своей книге "Как ощутить в себе живое присутствие Христа", переведенной на русский язык, американский проповедник призывал молодых людей посвящать себя молитве, а также постоянно стремиться лучше узнать жизнь Иисуса и постичь смысл Евангелия. Мотт придавал большое значение и многовековому опыту Церкви. По словам миссионера, большую часть его домашней библиотеки составляли мемуары - "величайший источник вдохновения в дни духовного кризиса".
Всемирная христианская студенческая федерация, созданная Джоном Моттом, объединила три тысячи университетов и колледжей. Именно из этой среды вышли религиозные деятели, ставшие настоящими "столпами экуменизма": архиепископ Упсалы Натан Зедерблом, архиепископ Кентерберийский Уильям Темпл, президент Французской протестантской федерации Марк Бегнер.
"На конференциях забывались вероисповедные различия, - писал один из друзей и почитателей Джона Мотта митрополит Японский Сергий Тихомиров. - Все дышали одним духом, и всюду среди нас был настоящий великан духа и дела - доктор Мотт!"
В декабре 1946 года Джон Мотт был удостоен Нобелевской премии мира. Однако всеобщее признание и уважение не заставили Мотта безмятежно почивать на лаврах, и уже в глубокой старости он продолжал совершать миссионерские поездки. Мотт говорил о неминуемой кончине с иронией: "Смерть - это станция, на которой я пересяду на другой поезд". Мотт "пересел на другой поезд" в 1955 году, за год до этого в последний раз представ перед многотысячным собранием в штате Иллинойс.
Как мог человек, не являясь священником, пастором или богословом оказать такое беспримерное влияние на Церковь и общество XX столетия? Сам Мотт, наверное, ответил бы на этот вопрос словами Иисуса, которые часто цитировал в своих проповедях: "Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою".