Хорошо обученный петух стоит не меньше 200 долларов, а иногда и несколько тысяч.
Фото Reuters
В деревне Криушкино под Переславлем-Залесским, неподалеку от Плещеева озера, на краю деревни стоит старый дом. Живут в нем Любовь и Борис Кувшиновы, русские интеллигенты, в прошлом актеры музыкального театра в Москве. Променяв городскую суету на вольную жизнь на свежем воздухе, энтузиасты привезли с собой из столицы спортивных боевых птиц – петухов.
За 12 лет деревенской жизни на дворе у них возникла целая птичья ферма. Заводчики петухов считают, что их питомцы – прямые потомки бойцовых птиц из курятников графа Орлова. Он из Англии привез в Россию первых пернатых и вывел московскую бойцовую птицу, которая стала достоянием отечества наряду с русской борзой и орловскими рысаками. После революции знаменитая на весь мир порода российских петухов была вывезена за границу, единичные экземпляры остались в стране.
Петушиные бои были популярны еще в Древней Греции, Древнем Риме, Персии и Индии. Потом они пошли в наступление на север – добрались до Англии, Шотландии и США. Правда, в XIX веке в подавляющем числе стран петушиные бои были запрещены законом. И, как часто бывает в подобных случаях, ушли «в подполье».
В России развитие этого «спорта» (точнее сказать – игрища) связывают с именами Алексея Орлова и генерала Всеволожского. В Москве даже существовало Общество петушиных охотников, в которое входили как потомственные аристократы, так и крестьяне из подмосковных деревень (как правило, хозяева бойцовых птиц). Правда, гуманистические идеи – или скорее всего борьба с незаконными тотализаторами – вскоре захватили и Россию, так что организаторов петушиных боев начала преследовать полиция. В июле 1908 года петербургский губернатор даже издал специальный приказ по этому поводу. «До сведения моего доведено, что в некоторых пригородных местностях столицы устраиваются, в большинстве случаев тайно, петушиные бои, причем иногда петухов вооружают острыми шпорами, которыми они причиняют друг другу тяжкие поранения, – гласит приказ. – Спорт этот сопровождается ставками за бойцов, достигающими крупных размеров и тем усиливающими напряжение играющих. Ввиду сего предлагаю гг. приставам пригородных участков принять строгие меры к недопущению подобных состязаний». Сегодня подобные развлечения стали вновь популярны в стране.
Своих петухов Кувшиновы купили у пожилого бойчатника Бориса Степановича Антонычева около двадцати лет назад. Первые птицы жили у них в московской квартире из двух комнат. Соседи не позволили долго изводить себя кукареканьем, на работе у актеров не сложилось, так они и оказались в деревне Криушкино под Переславлем. Здесь они поначалу занялись фермерством – к петухам и курам добавили лошадей, коров, овец и кроликов. Но их частное хозяйство не выжило, поэтому актеры остались сегодня только с бойцовой птицей.
Пережили они и ночное нападение на птичью ферму хорька, после которого в клетках было найдено несколько десятков мертвых пернатых. Один петух был весь в ранах, видно, бился с непрошеным гостем и погиб смертью храбрых. С тех пор прошло несколько лет, и заводчики сумели восстановить свою коллекцию, в которой сейчас насчитывается около 50 птиц.
Выращивать бойцовых петухов – дело трудное. Птицы требуют особого ухода, специального питания и регулярных тренировок, как и профессиональные спортсмены. Из рациона пернатых – специальные витаминные смеси из трав, зерновой хлеб с маслами, сырое мясо.
– Бойцовую птицу выращивают раньше всех остальных цыплят – не когда клуши выходят на зеленую травку, – говорит Любовь Кувшинова. – У настоящих бойцов характер виден с раннего детства, когда им присваивают клички. У нас есть Отважный, Навуходоносор, Бурбон, Будимир.
Не каждый птенец бойцовых птиц выживает и дорастает до петушиных боев. Из-за жесткого редкого оперения птенцы не всегда могут перенести сквозняк и сырость, заболевают и умирают. До зрелого возраста доживает только каждый третий, что вылупляется из яйца.
– Владельцы бойцовых птиц не называют их петухами, – говорит хозяйка. – Петух имеет бородку, сережки и гребень и на вид совсем не боец. Наши птицы как будто носят боевые доспехи. Они статные, голова без гребня плотно сидит на длинной сильной шее, у них мощная мускулатура, сильные лапы и прилегающее оперение.
Подготовка к сражениям у петухов начинается с беговых тренировок, которые укрепляют ноги птицы. Чтобы заставить птицу преодолеть многокилометровую дистанцию, фермеры устраивают коридоры вокруг клетки с курицей. Для тренировок петухам нередко привязывают к лапам маленькие гирьки. Когда бойцы уже подготовились физически, Кувшиновы организуют тренировочные бои в обстановке, приближенной к боевой, – при ярком свете ламп.
– Бойцовые птицы дерутся молча, – говорит Любовь Кувшинова. – Если петух прокукарекал, значит, проиграл. Позорным считается бежать от противника и перелетать за ограждение. Хороший бойчатник, увидев, что его питомец проигрывает, признает поражение до конца поединка и убирает птицу, чтобы она избежала позорного опускания головы под крыло. Петух всегда должен побеждать. А если проиграет, то у него может выработаться ген страха, которым самец может заразить потомство. Петухи из-под Переславля проигрывают редко.
Русские петушиные бои не заканчиваются смертью проигравшего, как в латинской Америке. Там, за океаном, птицам надевают острые, как лезвия, шпоры, которыми в конце боя победитель отрезает своему противнику голову. При этом бойцовые птицы с людьми ведут себя, как преданные собаки: не кидаются, любят ласку, любят посидеть на руках у хозяина. Хорошо обученный и сильный петух стоит не менее 200 долларов. За некоторые экземпляры можно выручить и не одну тысячу долларов. Все заводчики боевых птиц в стране наперечет, переславские – одни из немногих, при этом продают своих пернатых крайне редко.
Чтобы добавить денег к пенсии, которая является единственным источником дохода Кувшиновых, сейчас семья придумала музей русского быта. Туристов развлекают, потчуют чаем и демонстрируют петушиные бои. Кроме русских гостей Переславля посещают Криушкино и иностранцы, которые приходят в изумление от бойцовых птиц, старинных предметов крестьянского обихода и музыкальных инструментов. Так и живут москвичи в русской провинции.
═
Переславль-Залесский