Владислав Мамышев (Монро) в образе Барби.
Фото предоставлено фондом 'RuArts'
Вы любите Барби? Я – нет. Мои подруги ее тоже не любят, предпочитают изысканных фарфоровых куколок или каких-нибудь смешных. Но все равно вынуждены покупать своим дочкам разные барбиобразные куски пластмассы – девочки требуют. В эти моменты я очень довольна, что у меня мальчики. При том что лично я, если бы мне в детстве досталась такая вот кукла – с мягкими гнущимися ручками и ножками, и с разными нарядами, и с настоящими грудками, – я бы, наверное, умерла от счастья. Хотя у моей Красотки, надо сказать, были две великолепные ямочки на пояснице – прежде дизайнеры кукол всегда тщательно воспроизводили эту подробность, а теперь, я заметила, ею преступно пренебрегают.
Когда-то Линор Горалик вела на сайте Грани.ру замечательную колонку «Нейротика: эротика и порнография в современной культуре», и был у нее там сюжет про студенток, увлеченно мастерящих крохотные кожаные трусы для кукол. Девочки при этом умные, еврейские, всячески продвинутые, и друзья у них соответственные, и друзья спрашивают: «О! Чем это вы занимаетесь? Понятно – художественный проект! Актуальная тема! Отражение-проституирования-культурной-среды-посредством-внедрения-массовой-тра-та-та┘» Но на самом деле – никакой не проект. Девочкам просто нравится наряжать кукол в похабные кожаные штанишки – ну, я воспроизвожу по памяти. Сама Линор Горалик этот эпизод вообще не смогла припомнить, но, в общем, она согласна: трактат про Пластмассовую Принцессу она написала главным образом потому, что сам процесс ворошения вокруг-барбиевых культурных слоев доставляет очевидное, даже несколько извращенное удовольствие. Открываются бездны. Например: задумывались ли вы, что Барби – брошенный ребенок? У нее куча малолетних родственников, но никаких признаков родителей. Причем и богатой наследницей-сиротой ее не назовешь: откуда-то на ее шею сваливаются все новые сестрички и братики, требующие заботы. А родители где – лечатся от депрессии? Развлекаются в Лас-Вегасе? А может, они международные шпионы? Загадка. Или вот, реальная дискуссия на интернет-форуме: «Что вы говорите вашей дочери, если она хочет играть вашей Барби?» Изумительный материал, увлекательный – я же вам говорю.
Не удивительно, что с художниками, которых куратор Георгий Никич пригласил сделать что-нибудь для «Барбизоны», произошло следующее: с одной стороны, они отрабатывают номер, медитируют на заданную (причем более чем очевидную для современного искусства) тему. С другой стороны, они делают это с явным смаком. Даже если отрицают всякий интерес к предмету.
Московский митек Константин Батынков:
– Барби? Ну, она страшная очень. Фигура непропорциональная, на голове веник. У моей племянницы штук сто этих дур. Или двести. Для меня загадкой было – что в них хорошего? А потом думаю: кока-кола! Тоже ведь отрава, чистая химия. Оставишь открытую бутылку в мастерской на неделю, придешь – а она все такая же. Но все равно мы сколько лет водку кока-колой запиваем. Квас уже не пляшет! А Барби – она вроде кока-колы┘
«Паук-рукодельник», как он сам себя называет, Дмитрий Цветков смастерил для Барби коллекцию гробов по принципу «недельки» – семь гробов, один другого краше. Я ему позвонила, когда он расшивал жемчугом подушечки для «четверга».
– Натуральный жемчуг взял, не поскупился. Все по-взрослому: шелк, бисер, перья, плюмажи, стразы Сваровски. О, Барби – роскошная, роскошная девушка. У нее есть все! Смерть Барби должна быть такой же роскошной, как ее жизнь┘
Под произведение Цветкова можно подвести роскошную искусствоведческую базу, но на самом деле, я уверена, ему просто нравится расшивать бусами кукольные подушечки.
Владислав Мамышев-Монро называет Барби не иначе как монстрихой, пустым местом. Раньше ему никогда не приходило в голову нарядиться Чертовой куклой. Впервые попробовал на Хэллоуин – когда уже готовилась «Барбизона».
– Очень просто: зачесываешь волосы повыше и моделируешь внутри себя полную бездумность. Знаете, оказалось, что быть Барби – это довольно комфортно┘ Вы спрашиваете, в чем отличие между Барби и Мэрилин? Ну, я просто возмущен. Духовность, если вы меня понимаете. Ду-хов-ность!