В 2005 году Русская Православная Церковь отметила памятную дату - 120 лет со дня кончины епископа Муромского Иакова (Кроткова), учредителя Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП).
Основание Общества в сентябре 1863 года было вызвано желанием образованных пастырей распространять среди народа духовное просвещение. В связи с этим было признано желательным учредить епархиальную библиотеку, из которой каждый клирик Московской епархии мог бы получать все нужные для него книги. Впервые эта идея была высказана в 1859 году, а в январе 1862 года помещение для библиотеки было найдено в Высоко-Петровском монастыре в Москве.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов) пожертвовал в новосозданную библиотеку часть своих книг, а также средства для дальнейшего ее пополнения. Одновременно в кругах московского духовенства возникла мысль об учреждении при библиотеке научно-богословского общества. На собрании 4 ноября 1862 года 17 духовных лиц письменно заявили о своем желании быть членами такого общества. В дальнейшем к этой небольшой группе присоединилось еще 77 человек, в том числе и некоторые светские ученые. Вскоре о их желании открыть научно-богословское общество было доложено митрополиту Филарету, который не только одобрил это решение, но даже взял на себя труд составления проекта "Положения об образовании Московского ОЛДП".
Первым председателем Общества с 1863 по 1870 г. был архимандрит Иаков (Кротков). Среди светских членов Общества было немало лиц, известных в богословских и литературных кругах. Например, славянофил и публицист И.С. Аксаков (1823-1886); академик В.П. Безобразов (1828-1889); писатель К.Н. Леонтьев (1831-1891); профессор церковного права Казанского, а затем Новороссийского и Московского университетов А.С. Павлов (1832-1910); историк С.М. Соловьев (1820-1879); богослов и философ С.Н. Трубецкой (1862-1905); славянофил и общественный деятель Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и многие другие.
Митрополит Филарет до самой своей кончины с теплотой относился к Обществу любителей духовного просвещения. И хотя он смог присутствовать лишь на первом учредительном собрании общества и впоследствии не имел возможности участвовать в его заседаниях, он проявлял постоянный интерес к деятельности ОЛДП, будучи его попечителем. После кончины митрополита Филарета попечителями общества были его преемники на Московской кафедре.
Основной формой научно-богословской деятельности ОЛДП были собрания его членов, где их вниманию регулярно представлялись доклады на различные темы, а затем следовало обсуждение. Помимо чисто богословских и церковно-исторических проблем на заседании общества рассматривались также и хозяйственные, издательские и другие вопросы административного характера. В частности, за 50 лет, прошедших со дня основания Общества (1863-1913), состоялось 375 общих собраний, посвященных вопросам теоретического и практического характера. Обилие и разнообразие материалов, обсуждаемых членами ОЛДП, говорит о том, что они интересовались не только историей Православных Поместных Церквей, но и следили за всеми новостями богословской и церковно-общественной жизни как Востока, так и Запада.
К сожалению, большая часть лекций, читавшихся в собраниях ОЛДП, не сохранилась в письменном виде, так как долгое время не было постоянного места, где бы сосредоточивалось все делопроизводство. Его материалы распределялись по разным местам: некоторые оставались в редакции, другие поступали к председателю, часть из них - секретарю или делопроизводителю.
Этот порядок был изменен лишь в 1894 году. Небольшая часть лекций, прочитанных в собраниях Общества, была опубликована на страницах его печатного органа "Чтения в Обществе любителей духовного просвещения", но, к сожалению, большая его часть не дошла до наших дней. В этом сборнике публиковались материалы, которые не были обнародованы на заседаниях Общества, но тем не менее вызывали большой интерес. В связи с этим можно отметить такие статьи, как "Римский католицизм в Америке" (А.П. Лопухин. 1881 г.), "Белое духовенство католической Англии" (В.А. Соколов. 1883 г.), "К вопросу о соединении Церквей Восточной и Западной" (Переписка протоиерея Иоанна Базарова с бароном Гакстгаузеном. 1887 г.) и ряд других.
Другим печатным органом ОЛДП была еженедельная газета "Московские церковные ведомости". В ней содержались сведения не только о церковной и общественной жизни России, но и западных Церквей.
Уже в первые годы существования Общества при нем стали образовываться научно-просветительские кружки. Со временем из таких кружков образовались отделы по устройству богословских чтений и внецерковных бесед с народом; церковно-археологический отдел, отдел по распространению духовно-нравственных книг.
Деятельность этих отделов выливалась в публичные лекции, которые проходили в зале Московского синодального училища церковного пения на Большой Никитской улице. В числе лекторов, как правило, были профессора Духовной академии, а также Московского университета. Иногда лекторы с богословских позиций подвергали анализу произведения таких классиков русской литературы, как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Л. Андреев, А.П. Чехов, А.М. Горький и др.
Библиотека ОЛДП сформировалась главным образом из пожертвований целых собраний книг и библиотек, а также благодаря обмену изданиями Общества с другими научными учреждениями и путем покупки книг. Из отчета о состоянии библиотеки за 1873 год видно, что она уже обладала драгоценным собранием рукописей, главным образом богослужебных, и творений святых отцов Церкви.
В 1877 году было принято решение об открытии при библиотеке специального рукописного отдела, куда предполагалось помещать рукописи, оставшиеся после кончины духовных лиц, их проповеди, научные сочинения, переписку, а также архивы светских ученых, трудившихся на поприще духовного просвещения. Что касается дальнейшего пополнения собрания рукописей и старопечатных книг, то этим библиотека ОЛДП была обязана распоряжению московского епархиального начальства, позволившему перевозить сюда для хранения и изучения рукописи из некоторых монастырей и церквей Московской епархии.
В рукописном отделе ОЛДП плодотворно трудился один из председателей Общества (с 1894 по 1902 г.) - протоиерей Михаил Боголюбский, магистр богословия МДА. Это был неутомимый деятель в области церковно-исторической науки. Его богословско-литературная деятельность была посвящена главным образом историко-статистическому описанию церквей и монастырей Московской епархии. Его рефераты "О славянском тексте Псалтири" и "О старокатоличестве", прочитанные в собрании Общества, пользовались заслуженным успехом.
По инициативе и при личном содействии Боголюбского было начато описание ценных древних рукописей, а также составление систематического каталога библиотеки Общества. Скончался он в 1902 году, завещав Обществу свою обширную личную библиотеку.
В рукописном отделе Общества любителей духовного просвещения потрудился также и протоиерей Николай Извеков. Будучи библиотекарем Общества с 1895 по 1903 г., он составил и напечатал описание рукописей из архива митрополита Филарета (Дроздова), поступивших после его смерти в библиотеку ОЛДП.
Что касается печатных сочинений, имевшихся в библиотеке, то самый богатый отдел здесь составляли писания святых отцов и учителей Церкви, "Патрология" Миня почти из 400 томов (дар братьев Невоструевых), а также творения западных отцов Церкви на латинском языке. Здесь имелся также дар митрополита Филарета, содержавший творения отцов Церкви по XII столетие включительно в 14 томах. Здесь хранилось, в частности, факсимильное издание "Синайского кодекса" в двух экземплярах, один - дар императора Александра II, другой - дар митрополита Филарета.
К 50-летнему юбилею Общества любителей духовного просвещения (1913) его библиотека из небольшого собрания книг превратилась в громадную и единственную в России епархиальную библиотеку, содержавшую 1264 рукописи, 22 тысячи наименований книг в 30 тыс. томах, а также до 400 периодических журнальных изданий.
На сегодняшний день функции и традиции общества в той или иной степени сохраняются и развиваются в деятельности духовных школ Московского Патриархата (в том числе в работе Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, работе Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и т.д.). Весьма знаменательным является и то обстоятельство, что Даниловский монастырь, наместником которого был архимандрит Иаков (Кротков) в период основания ОЛДП, в 1983 году был передан в ведение Русской Православной Церкви и его восстановление было завершено в 1988 году - к празднованию 1000-летия Крещения Руси.