0
1045
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.11.2005 00:00:00

Вопросы интеллигентоведения

Тэги: интеллигент, признак, характер


интеллигент, признак, характер Интеллигент – уходящая натура, реликтовый экземпляр исчезающего вида.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Еще в 2000 году в Иванове была издана книжка: «Интеллигентоведение: проблемы становления нового вузовского курса». Звучит зоологически. Изучение редких и исчезающих видов – в числе прочего почетная обязанность любой уважающей себя науки. А исчезновение интеллигенции в науке и жизни – проблема уже давно не новая. Сначала его (интеллигента), пользуясь понятийным аппаратом разных гуманитарных наук, пытались описать, чтобы найти следы исчезающего вида и точно зафиксировать их на карте родины. Потом стали спорить: а кто он, по сути, такой? А без сути? А был ли он вообще, и если да, то как теперь быть с проблемой самоидентификации в обществе глубокого постпостмодерна?

Итак, из сущностных признаков, по мнению разных источников: профессиональный интеллектуальный труд, наличие хобби, желательно с профессией не пересекающегося. Причем увлечен интеллигент должен быть чем-то так, чтобы мог еще фору дать любому профессионалу. Нонконформизм – желательно, ум, честь и совесть – как само собой разумеющееся. Идеалы (естественно, высокие) – обязательно, твердая гражданская позиция – априори, стремление к самосовершенствованию – природное. И вообще получается, что все должно быть просто по-чеховски или почти по-античному прекрасно – и душа, и лицо, и тело, и одежда, и – что там еще? Да – выдавливание из себя раба капля за каплей в качестве ежедневной утренней духовной гимнастики или раба уже быть не должно изначально, по определению? Вся мировая скорбь в душе, шире – неравнодушие. Вот как-то так. В общем, стать нельзя – надо родиться.

В одном из писем 1946 года Владимир Набоков писал: «Отличительными признаками русской интеллигенции (от Белинского до Бунакова) были дух жертвенности, горячее участие в политической борьбе, идейной и практической, горячее сочувствие отверженному любой национальности, фанатическая честность, трагическая неспособность к компромиссу, истинный дух ответственности за все народы┘» Представление идеалистическое? Возможно. А современный мистификатор Григорий Чхартишвили прямо называет интеллигенцию общественным атавизмом, возникшим из причудливого, чисто российского феномена – чувства вины перед народом. Жизнь интеллигенции, по Чхартишвили, искусственно продлевается «внеклассным чтением русской литературы». Атавизм должен отмереть, и чем скорее, тем лучше для нее самой (интеллигенции то есть). В качестве позитивного примера автор приводит Англию, где джентльмены давно уже не представляют собой «нации в нации», коей у нас (исторически так сложилось) была интеллигенция.

Кстати, не любить интеллигенцию нам завещал еще великий Ленин. Его высказывания по этому поводу щедры и безапелляционны, их хватает на пояснительные цитаты для всех авторитетных и не очень словарей. Естественно, они не цитируют, что он называл ее г┘ом. Неблагодарность размером с эдипов комплекс как минимум – ведь именно интеллигенция и была, по словам Сергея Булгакова, «духовной виновницей большевизма», «передовым отрядом мирового мятежа от Бакунина до Ленина».

Само слово «интеллигент» от латинского intelligens – «знающий, понимающий». Пофантазируем – ведающий, то есть «чего-товед» или необязательно чего-то конкретного, а просто «всевед». «Всечеловек», в общем, ну, скажем, по Достоевскому. Или все серьезнее – «интеллигент», то есть «ведающий» (в смысле не без ведовства, ведьмовства), что-то такое важное не для себя лично, а для всех людей прозревающий.

Попробуйте подобрать синоним. «Интеллектуал»? Смысл не исчерпывается, «интеллигент» вмещает в себя «интеллектуала» – и снова туманный остаток неописуемого значения. А антоним? «Жлоб», «обыватель», «пролетарий»? Широкое, как говорят лингвисты, семантическое поле. Не будем уже говорить про непереводимость – общее место. А у нас ею принято гордиться. Кстати, говорят, слово «будни» тоже непереводимо. Для всех просто – время с понедельника по пятницу включительно, а для нас – особое, тягостное и непременно «серое». Так язык отразил нашу природную нелюбовь или неспособность к систематическому труду.

Все перемены сознания фиксирует язык же. «Толковый словарь языка совдепии» (вышел в 1998 году в Санкт-Петербурге) щедро снабжает слово «интеллигент» негативными смыслами, а также приводит ряд бытовавших в СССР производных, с пометой «пренебрежительно-уничижительное»: «интеллигентик», «интеллигентишка» и даже «интеллягушка».

Реальную жизнь интеллигенту заменяет заведомо тщетный поиск ее же смысла. Только нет того присутствия, куда можно было бы ходить за поиском смысла с девяти и до шести с законным перерывом на перекур. А человек, находящийся в вечном перекуре, сейчас уже не в моде, а тогда, если верить словарным дефинициям, еще был не в чести. Что остается? Катиться бильярдным шариком в разряд «лузеров»? И продолжать презирать материальные блага, когда они так настырно соблазнительны? И, невзирая на постепенную замену культурной жизни жизнью светской, активно игнорировать «дольчевиту», не боясь быть причисленным кем-то в разряд тех, кто просто не сумел вовремя к ней примкнуть? А они – хозяева «дольчевиты» и ее же рабы, красивые, счастливые, богатые, тоже далеко не глупые и большей частью уже европейски образованные, вкусившие космополитического счастья быть истинными сибаритами, уже больше не нуждаются ни в пророках, ни в правдорубах, ни в поводырях. Долой с корабля современности! До хождений в народ, наверное, еще далеко, сами оттуда недавно. Остается им, интеллигентам, если все еще есть что сказать этому миру публично, – более или менее успешно критиковать чужую бездуховную и безыдейную жизнь и за это, если выходит забавно и забористо, получать от них же бездуховных, безыдейных, но состоятельных, состоявшихся, успешных зарплату – по законам жизни, скромную. (Кстати, Ленина и это волновало, он писал, что капитализм все более превращает интеллигента «в зависимого наемника, грозит понизить его жизненный уровень».) Или не за зарплату, а просто, по определению Иванова-Разумника (он одним из первых взялся определить понятие «интеллигенция»), посильно заниматься «творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому, общественному и личному освобождению личности».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1461
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3361
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2448
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1968

Другие новости