Купить собственный самолет в Екатеринбурге и содержать авиатехнику могут позволить себе только состоятельные люди.
Фото В.Шкромады
Жители Екатеринбурга вновь, как и в тридцатые годы, заболели небом.
В настоящее время воздушное пространство города и его окрестностей бороздят уже несколько десятков частных самолетов.
Подняться в небо на собственной машине – дорогое удовольствие: курс летной подготовки, по словам руководителя Екатеринбургского авиационно-спортивного клуба Игоря Тарасова, обходится в двести с лишним тысяч рублей, а стоимость той же амфибии превышает сто тысяч евро.
Дополнительная статья расходов – хранение самолета или вертолета: на берегу озера или в открытом поле его не оставишь, а обслуживание Ми-2 на аэродроме, например, Второго авиапредприятия обходится, по словам директора «Статус авиа» Владимира Бурцева, в 100 тысяч рублей в месяц.
Получение свидетельства эксплуатанта – особая история: даже «Статус авиа», производящий самолеты и имеющий в своем штате пилота-испытателя, не может получить нужную бумагу в течение года, поскольку требования к владельцу 700-килограммового летательного аппарата выдвигаются такие же, как и к крупнейшему авиаперевозчику, эксплуатирующему десятки «Боингов».
В отличие от России, где власть до сих пор с подозрением относится к частной авиации, в США, Прибалтике или на Украине для полетов на высоте до 300 метров вообще не требуется разрешения (пилот сам в целях безопасности связывается с диспетчером). В нашей же стране надо оставить заявку за сутки до полета.
Иногда дело доходит до абсурда: главному конструктору и шеф-пилоту предприятия, производящего самолеты, не дают допуска на эксплуатацию своего самолета. Местные чиновники советуют поехать за соответствующей бумагой в Москву, где амфибий СА-1 нет, да и не могут там знать ее лучше изготовителя. Как считает директор авиапредприятия «Статус авиа» Владимир Бурцев, чиновники таким образом вымогают деньги.
Как заявил корреспонденту «НГ» заместитель руководителя Уральского территориального управления воздушного транспорта Минтранса России Александр Травка, все гражданские суда и суда авиации общего назначения должны быть зарегистрированы в едином реестре. Однако процедуру регистрации законодатель не определил, поэтому осуществляется она, можно сказать, по доброй воле владельца летательного аппарата. Требования к малой авиации, по мнению Александра Травки, раза в 3–4 упрощены по сравнению с коммерческими авиакомпаниями, поэтому «тот, кто хотел, приехал в управление и без проблем получил свидетельство эксплуатанта». Впрочем, таковых в Уральском округе считаные единицы: из 64 «неопознанных» летающих объектов, зафиксированных авиачиновниками, зарегистрировано всего два: один в прошлом году и один в нынешнем.
Александр Травка пояснил, что уследить за воздушными пиратами он не в состоянии, поскольку в штате у него всего 60 человек. Да и хлопотно это: надо поймать за руку, вызвать милицию, составить протокол об административном правонарушении и в тот же день доставить его в суд┘
Владельцы летательных аппаратов давно научились зарабатывать извозом: к примеру, несколько екатеринбургских предпринимателей перегоняют летом свою амфибию в Анапу и катают отдыхающих из расчета 500 рублей с человека, а три бывших летчика, купивших в складчину легкий самолет, наловчились в Центральной России опылять сельскохозяйственные угодья.
По мнению главного конструктора и шеф-пилота «Статус авиа» Виктора Шкромады, в небе Екатеринбурга процветает настоящее пиратство: частники «летают, где хотят и как хотят, – естественно, без всякого разрешения».
Состоятельные любители малой авиации наловчились летать на рыбалку и утиную охоту (как шутят пилоты, «низэнько так низэнько», чтобы не нарваться на инспекторов из службы воздушного движения, которые, впрочем, прекрасно обо всем осведомлены, но то ли не могут, то ли не хотят наводить порядок); предпринимателям нравится показывать красоты родного Урала своим деловым партнерам, что нередко сопряжено с опасными приключениями. В частности, сотрудники одной фирмы, производящей строительные материалы, повезли московских гостей на вертолете «Робинсон» осмотреть живописные скалы на реке Чусовой и┘ пропали. Останки вертолета нашли через несколько дней в глухой чаще.
Пиратство, как и коррупция, расцвели таким махровым цветом, что впору схватиться за голову: сотрудники свердловского УФСБ однажды обнаружили в районе аэродрома Балтым, оборудованного сотрудниками филиала оборонного предприятия, неопознанный летающий объект. Чекисты примчались на аэродром, но сотрудники подвели их к зачехленным машинам с холодными двигателями, и оперативникам осталось лишь развести руками. Шеф-пилот «Статус авиа» Виктор Шкромада рассказал корреспонденту «НГ» о том, как в него однажды едва не врезался «левый» борт, который непонятно каким образом объявился в специальной зоне.
Впрочем, корень проблемы, по мнению летчика, надо искать в отношении государства к малой авиации. Власти заняли страусиную позицию, пряча голову в песок: они делают вид, что малой авиации у нас нет. Оттого-то вертолеты Второго авиапредприятия запросто, без предупреждения, входят в зону аэропорта Балтым, что явно не способствует наведению порядка в воздухе.
Директор «Статус авиа» Виктор Бурцев полагает, что смог бы собрать у себя на аэродроме всех «пиратов», поскольку частнику сложно организовать охрану и обслуживание воздушного судна – да и рисковать, летая на авось, не очень комфортно. Но пока дешевле взлетать с какой-нибудь дороги, договорившись предварительно с милиционерами, рассчитывать на это не приходится. Поэтому можно смело предполагать, что полеты на малых высотах продолжатся и впредь, позволяя кормиться производителям летных кожаных курток, которые в огне не горят и вполне съедобны в экстремальных ситуациях┘
Екатеринбург