Романо Проди обещает всем семейным парам рай в шалаше.
Фото Reuters
Политические выборы, как правило, не слишком влияют на стиль жизни. Во всяком случае, в Европе, где эта жизнь плавно скользит по накатанной колее, не слишком уклоняясь, будь за рулем демохристиане, левые демократы или правоцентристы. В принципе приемлемый для общества набор методов управления столь ограничен, что предвыборные декларации противников перекликаются друг с другом, и как результат – победа достигается с минимальным разрывом.
Лидер итальянской оппозиции Романо Проди решил выступить неординарно, включив в свою предвыборную программу пункт о признании на законодательном уровне прав так называемых «фактических семей». Это означает, что у живущих вне брака пар появится ряд весьма удобных для жизни прав и обязанностей, которыми пользуются брачные союзы, например, возможность оставлять своей внебрачной половине наследство или получать пенсию за потерю кормильца. Менее запутанными становятся права и обязанности в отношении детей и т.д.
Подобный закон, именуемый Пактом гражданской солидарности, несколько лет назад был принят во Франции. Похожее законодательство появилось в Испании после прихода к власти правительства Сапатеро. Однако в консервативной Италии на такие нововведения не осмеливалась до сих пор ни одна партия.
В принципе было бы логично, что с приходом левоцентристского правительства и в Италии на законодательном уровне произошли бы изменения в сторону реальной жизни. Ведь ни для кого не секрет, что число молодых людей, не желающих посвящать в свою личную жизнь не только церковь, но и в мэрию, растет с каждым днем. Тенденция эта отмечена во всем мире, и вряд ли ее нужно и можно переламывать силой, вызывая в ответ сакраментальное «хорошее дело браком не назовешь».
Современному представлению о многополярности мира больше соответствует лозунг типа: больше браков хороших и разных. Что может быть красивей, чем бракосочетание в церкви и торжественный проход к алтарю под марш Мендельсона? Но если другие предпочитают штамп в мэрии или просто взаимную клятву – их личное дело, и нужно только помочь таким людям цивилизованно разрешать возникающие и у них проблемы.
Именно это и предлагал Италии европеец по духу Проди. Однако в стране, в центре которой находится конклавное государство Ватикан, все не так просто.
Как и следовало ожидать, Святой Престол первым ополчился на это предложение, обвинив лидера оппозиционного блока в подрыве национальных ценностей, к коим относится традиционная итальянская семья, в угоду популизма и избирательным интересам. Известно, как болезненно Ватикан отнесся к вышеупомянутым переменам в Испании. Он даже призывал испанских верующих к акциям протеста и бойкоту ряда правительственных инициатив. Вслед за кардиналом Руини, выступившим с резкой критикой Проди в ватиканской газете «Оссерваторе Романо», по этому пункту высказались практически все ведущие политики.
Представители правых партий были весьма резки в своих высказываниях, утверждая, что не может быть никакого сравнения между настоящей семьей и каким-то там внебрачным союзом и что государство должно сосредоточиться на поддержке именно семьи как нравственной основы общества. Как часто бывает в полемике, и особенно предвыборной, Проди приписали намерения, которых он никогда не выдвигал. Речь идет об узаконивании браков между гомосексуальными парами и возможности усыновления ими детей, что с недавних пор практикуется в Испании, но никогда не предлагалось Проди. От такой ереси сочли за благо откреститься даже многие товарищи лидера оппозиции по предвыборной коалиции.
Ситуация получилась почти скандальной. Проди пришлось публично объяснять на страницах того же «Оссерваторе Романо», что он никогда и не помышлял предлагать узаконить в Италии гомосексуальные браки, хотя и признает, что эта деликатная проблема, вставшая перед обществом, не должна замалчиваться, а должна получить столь же деликатное разрешение. Что касается семьи, то, как объяснил бывший председатель Еврокомиссии, своими предложениями о законодательном признании внебрачных союзов он не имел ни малейшего намерения дискредитировать традиционную и образцовую итальянскую семью, которую он тоже рассматривает как основную ячейку общества.
Оставив за скобками предвыборную риторику, которая, безусловно, имеет место в данном случае, этот эпизод еще раз продемонстрировал накал этических конфликтов в современном мире.
═
Рим