0
814
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.09.2005 00:00:00

Веришь – не веришь

Тэги: театр


театр В театре бывают неожиданности. Иногда представление начинается еще в фойе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Самым понимающим в театральном деле человеком я считаю артиста Максима Суханова. Когда-то он сделал неплохой клуб «Маяк» в помещении буфета Театра имени Маяковского, но потом прозрел: буфет-то сам по себе даже лучше клуба. Сейчас Максим Суханов является, говорят, совладельцем десяти московских театральных буфетов. Отличное дело – театральный буфет. Хлопот минимум, и сколько радости людям. Где еще вы станете с восторгом поедать бутерброд с копченой колбасой, запивая его полусладким и полутеплым «Советским шампанским»? Ну разве что в цирке.

Конечно, я не скажу, что театр начинается и заканчивается буфетом. Есть там и другие приятные для восприятия вещи, хотя бы портреты артистов в фойе. Среди публики случаются забавные персонажи. Театральные костюмы, как правило, прекрасны, капельдинерши в меру строги и благородны, театральные бинокли с фальшивым перламутром смутно волнуют руку. Даже с недостатками системы кондиционирования можно в конце концов смириться. Сложнее всего в театре полюбить одну вещь – театральное искусство как таковое.

Искусство театра, как мне смутно помнится из университетского курса, очень древнее. Произошло от синкретического искусства доисторических, до-культурных людей, которые отмечали удачную охоту хороводами, ритмичными подпрыгиваниями и радостными завываниями у своих костров. Вот мы выследили оленя, вот он нас почуял, ну мы давай его окружать, он мечется туда-сюда, а мы сужаем-сужаем кольцо – это были первые драматические сюжеты. Если судить по истокам, театр должен быть самым искренним из искусств. Но только в более позднем его развитии что-то такое произошло, отчего театралы взяли обыкновение наводить фальши и пафоса не хуже драматических персонажей – королей и героев. У меня слишком утлый ум, чтобы в этом разобраться, я знаю только одно – с театром мне не везет. Ни посмеяться, ни похлопать. Один раз, правда, всплакнула – на спектакле «Сирано де Бержерак» с тем же, по совпадению, Максимом Сухановым в главной роли. Натурально прошибла слеза – в конце, когда Роксана называет его «моя газета», а он тихо умирает, и все такое. Но только, боюсь, тут наложилось на свое. Был конец марта или ранний апрель, внезапная оттепель, широчайшего разлива лужи, и в двух шагах от театра мне на голову с арбатской крыши свалился кусман напитанного водой снега – хорошо, что не сосулька, а то б убило, но тоже довольно внушительно, в ушах гудело потом неделю. «А если б мозги были? Сотрясение могло бы быть!» – мама вспомнила нашу добрую домашнюю шутку; но небольшое (совсем небольшое, вполовину меньше слова «синкретический») сотрясение, наверное, и правда было, отсюда и чувствительность. Критикам тогда спектакль не очень понравился, но критикам разве можно доверять? Они разругали и спектакль «Фауст», в котором на сцену выпускали дрессированных кошек, а мне кошки показались восхитительными. Жаль, не удалось досмотреть до конца, из-за мужа. Он выдал свое коронное: «Мы здесь отсидели целый тайм. Пойдем, уже все понятно», и мы пошли. Когда я от него в первый раз услышала в театре это заявление, не могла даже понять, то ли он сумасшедший, то ли так шутит. Позже поняла: ни фига не шутит. А то, что он вообще потащился со мной в театр в день матча, – так это от большой-большой любви, чисто исполнить ритуал ухаживания. Теперь у нас все наоборот – я с ним хожу на футбол. Тоже иногда скучновато, конечно, но все-таки более непредсказуемо.

В театре тоже, конечно, изредка что-то случается. Где-то, говорят, король Лир вышел на сцену с включенным телефоном в кармане, и он зазвонил. Актеру Михаилу Ефремову на гастролях подсунули вместо бутафорского настоящий газовый заряженный пистолет, ну он и пальнул, людей из зала эвакуировали, завели уголовное дело. Мне лично в восьмом классе посчастливилось увидеть спектакль «Гроза», где заслуженная артистка, игравшая Катерину-Луч-Света, как бы бросилась с обрыва, но не смогла провалиться в люк, потому что зацепилась шалью, повисла и долго дергалась (полный зал школьников – представляете реакцию). А как забыть народного артиста, который вышел на сцену, выдержал эффектную паузу, повел десницей, нечаянно встретился глазами с моей подругой Катей, сидевшей в первом ряду (у нее очень тяжелый взгляд иногда, она это умеет). Споткнувшись о Катин взгляд, народный артист замер, какое-то время простоял совершенно недвижно, а потом громко икнул, и еще. Икал минут десять, пока наконец просто не ушел, спектакль доиграли кое-как без него. Мой сынок даже загорелся написать про это рассказ под названием «Фистевальчик». Рассказ получился всего из одной фразы: «Аднажды моя мама пришла в тьятар и начала икать». Почему-то он решил меня сделать примадонной этой истории┘ Нет, я все-таки немножко люблю театр.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
575
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости