Детей называют "ангелами" только те, кто видит их в основном на картинках. И родители, и учителя знают, что это шумное и дикое племя больше похоже на аборигенов Амазонии, чем на умилительные крылатые создания с картин мастеров эпохи Возрождения.
Любой нормальный ребенок яростно сопротивляется, когда его пытаются превратить в кроткого, послушного и тихого ангела. Но, несмотря на то что "племя молодое, незнакомое" обожает шуметь и шалить, дети больше, чем некоторые взрослые, склонны к тому, чтобы задавать вопросы, считающиеся вечными и неразрешимыми: "Кто создал мир? Для чего мы живем? Где находится конец света?" Многим родителям пришлось ломать голову над вопросами своих чад, способных загнать в тупик продвинутых богословов и профессиональных философов.
Конечно, чтобы как-нибудь ответить на вопросы маленьких, но очень любознательных людей, можно залезть в толстые словари и труды по философии и психологии. А можно честно расписаться в своем неведении и отослать ребенка к высшей инстанции. Ведь несмотря на то что дети считают всемогущими и всезнающими взрослых, есть только один Всемогущий и Всеведущий...
Какие вопросы дети задают Богу? Наверное, те, на которые нет ответов ни у папы, ни у мамы, ни у бабушки, ни у любимой учительницы.
Если Ты устроишь конец света, кто ж на Тебя будет молиться? (Петя, 4 класс.)
За что Ты наказываешь добрых людей? (Федя, 3 класс.)
Вообще-то я не верю в Тебя. Вот скажи, почему люди не видят Тебя? (Юра, 2 класс.)
Куда уходит время? В седину? (Юля, 3 класс.)
Можно мне не умирать, а? (Юля, 1 класс.)
Вот когда человек умирает, кто решает, куда его отправить: в ад или в рай? (Индра, 3 класс.)
У католиков один Бог, у мусульман - другой, у иудеев - третий, у лютеран - четвертый, у православных - пятый. Да сколько же вас там? (Игорь, 4 класс.)
Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди? (Гриша, 4 класс.)
А когда на земле стреляют, Ты что, не слышишь, Господи? (Валера, 2 класс.)
Время - это что? (Нина, 3 класс.)
На каком языке говорят души? (Рая, 4 класс.)
Дети в отличие от взрослых еще не умеют отличать вечное от сиюминутного, главное от второстепенного. А может быть, они просто мудрее нас, воспринимая мир как единое целое. Ведь даже очень серьезные современные философы и психологи считают, что вечные вопросы надо решать игровым способом. Думаю, что эту хитрую истину они вывели, выслушав множество бесхитростных вопросов собственных детей...
Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье? (Женя, 2 класс.)
Синее небо, Господи, это когда у Тебя хорошее настроение? (Надя, 3 класс.)
Ну, хорошо, Господи, меня родителям принес аист, а для него кто делает нас? (Олег, 3 класс.)
Почему люди женятся и выходят замуж, если мы все братья и сестры? (Сандра, 4 класс.)
Я понял, что Ты самый главный на Земле, хоть и живешь на небе. А Тебя не переизберут? (Сеня, 1 класс.)
Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего? (Зоя, 3 класс.)
А вот свечи в церкви продают - это Твой бизнес? (Толик, 2 класс.)
А демократия, это когда одни имеют все, а другие - все остальное? (Гера, 3 класс.)
Как это: на все воля Божья?! И на лето, и на мамину болезнь, и на войну? (Марат, 2 класс.)
Тебе нравится, что творится на Земле? (Андрей, 4 класс.)
У нас в парке подстригли деревья. Когда я спросил, зачем это сделали, мне объяснили, чтоб они лучше росли. Выходит, если я не буду ходить в парикмахерскую, то не буду расти, взрослеть, стареть и не умру? (Сережа, 3 класс.)
Почему люди вначале влюбляются, а потом тихо плачут? (Андрей, 4 класс.)
А ведь первыми начали рожать мужчины - вспомни ребро Адама и Еву. Чем Тебе не понравилось это, и ты взвалил такой труд на женщин? (Зоя, 4 класс.)
Ты пишешь в Библии, что вначале было слово. Какое? (Руслан, 1 класс.)
От какого существа появился кот? (Лена, 3 класс.)
Иудеи считают, что только что родившийся младенец знает наизусть всю Тору. Но ангел ударяет его по губам, и ребенок тут же забывает все, что узнал еще в утробе матери. Для того чтобы вновь обрести утраченное знание, ему придется долго и упорно трудиться. Наверное, это относится не только к еврейским детям - у многих младенцев мудрый взгляд столетних стариков. Возможно, что каждое новое поколение вынуждено заново открывать для себя забытые в момент рождения истины. И для многих пытливых умов все начитается с детских вопросов. Кто-то из детей вырастет - и забудет их, но некоторые, самые упрямые, возможно, будут мучиться ими до самой смерти.
Кто дует ветер? (Алик, 1 класс.)
А другие страны Ты обслуживаешь? (Толик, 3 класс.)
А какое у Тебя образование? (Зайга, 2 класс.)
Господи, а Ты маму слушал в детстве? (Нина, 2 класс.)
Что Ты делаешь, когда идет дождь? (Люба, 3 класс.)
А в детстве Ты дрался с ребятами или был тихоней? (Костя, 2 класс.)
Я прочитала, что Христос еврей, но Он же Твой сын, так что - Ты тоже еврей? (Ася, 2 класс.)
Дети в отличие от многих взрослых прекрасно знают, что будет дальше. Они скоро станут взрослыми, им не надо будет делать уроки и рано ложиться спать. Собственное детство кончится. Но потом у выросших детей появятся свои дети... И они тоже будут задавать вопросы, ответы на которые знает только Бог.
Скажи, Господи, как я веду себя в обществе? (Алеша, 1 класс.)
Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на землю теплый ветер, и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать? (Наташа, 2 класс.)
Сколько Тебе лет, Господи? (Валя, 2 класс.)
Христос Твой сын. А Тебя Он любит как папу? (Рита, 3 класс.)
Ну, хорошо, первую пару людей на Земле сотворил Ты. А как сделали третьего человека? (Владик, 4 класс.)
Почему мир без нежности? (Лена, 1 класс.)
У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души? (Женя, 3 класс.)
А Твои ангелы ходят в школу? (Вася, 1 класс.)
Почему в мире существует зло? (Лена, 2 класс.)
Зачем Тебе понадобилось выключать день? (Настя, 2 класс.)
На сколько лет Ты старше Земли? (Рая, 1 класс.)
Давай поговорим как мужчина с мужчиной. Тебе моя Ленка нравится? Если "нет", почему Ты сделал так, что я все время смотрю на нее, если "да" - почему она на меня не смотрит? (Вова, 4 класс.)
Зачем человека растили годами, а потом бац - и он уже мертв? (Вася, 2 класс.)
Господи, а вообще-то Ты есть? (Александр, 2 класс.)
Как Ты на небе живешь? Все ли у Тебя есть? Может, что надо? (Зина, 3 класс.)
Есть ли у космоса начало и конец, правая и левая сторона, верх и низ? (Ваня, 1 класс.)
А какое Ты планировал будущее до нашей эры? (Александра, 1 класс.)
Как это до того, когда еще ничего не было? Но что-то же было? (Настя, 1 класс.)
Может, я могу Тебе чем-то помочь? (Света, 2 класс.)
А что было сначала, Адам и Ева или динозавры? (Яна, 4 класс.)
Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь? (Паша, 3 класс.)
А как Ты стал всемогущим? (Ира, 1 класс.)
Господи, когда моя мама будет нормально есть и станет здорова? И когда мамина мама не будет проклинать папиного папу, а папина мама перестанет желать нам смерти? (Коля, 4 класс).
Зачем я нужен на планете Земля? (Олег, 2 класс.)
Почему у нас дома такая собачья жизнь, что ни одна кошка не приживается? (Андрей, 4 класс.)
А у инопланетян тоже будет конец света? (Лева, 2 класс.)
Почему, когда кого-то обидишь, настроение портится, а когда кого-то прощаешь, становится радостно? (Алла, 3 класс.)
Какая беда докричится до Тебя? (Наташа, 2 класс.)
Правда, что до Тебя люди были обезьянами? (Сергей, 4 класс.)
А мы не игрушки Твои? (Саша, 2 класс.)
Детство - это то время жизни, когда люди легко верят и также легко разочаровываются. Герой книги Марка Твена "Приключения Геккельбери Финна" чуть было не утратил веру, когда ему не удалось вымолить у Бога удочку с крючками. Всевышний послал Геку удочку, но она оказалась без крючков. "А на что она мне сдалась без крючков?" - с досадой спросил герой, которому впоследствии пришлось, спасая от рабства беглого негра, продемонстрировать верность истинно христианским, гуманистическим ценностям. Вероятно, именно в этом и заключается главный смысл детских вопросов и посланий, обращенных к небесам, - в мире должно торжествовать добро, даже если удочка оказалась без крючков.
Ты добрый, но зачем надо, чтоб люди умоляли Тебя: сделай то, пошли это. (Наташа, 4 класс.)
Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным? (Ираклий, 4 класс.)
Чего мне не хватает, чтоб Ты гордился мной? (Алеша, 4 класс.)
Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека? (Олег, 3 класс.)
Я без вредных привычек. Что мне светит? (Роберт, 4 класс.)
Господи, давай дружить! (Федя, 1 класс.)
Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы? (Лиза, 2 класс.)
А атеисты у Тебя что-нибудь просят? (Ояр, 3 класс.)
Почему многие люди такие несолнечные? (Арина, 3 класс.)
Разве счастье положено не всем людям? (Аркадий, 3 класс.)
В статье использованы фрагменты из книги Михаила Дымова 'Дети пишут Богу' (Рига, 1997).