То, что раньше скучно называлось чулочно-носочными изделиями, может заиграть в атмосфере праздника, веселья.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Раньше это именовалось скучно: чулочно-носочные изделия. Изделия, впрочем, были неоднородны – уютные вязаные предметы и развратный в своей непрочности капрон-нейлон, яркие нимфеточьи гольфы и простые хлопковые чулки, которые носили старушки. Моя знакомая впала в нечто вроде толстовства, воцерковилась и опростилась: домодельная юбка ниже колен, ситцевый платочек, бумажные коричневые чулки. Родила троих детей, а потом еще двойню. Молодой муж привез ее с близнецами из роддома и сказал: «Знаешь, я принял волевое решение. Я ухожу». Через пару лет она комментировала это дословно так: «Учитывая чулки, я его не осуждаю». Веселая, красивая, толстовство побоку.
А моему дорогому мужу такие вот бумажные чулки, наоборот, кажутся страшно интригующими. Хотя ему ни разу не посчастливилось увидеть такие чулки на ногах, которые тоже казались бы интригующими. Все мечтает.
Чулочно-колготочный женский галантерейный мир по природе своей так устроен, чтобы питать эротические фантазии, фут-фетишизм. Чулочки вообще сказочная, праздничная вещь – начиная теми, что подвешивают к спинке кровати для подарков на Пасху или Рождество, и кончая нарядами пин-ап красоток. Колготки – предмет куда более неоднозначный, многих отталкивает их герметичность, грубая функциональность: чулки и панталоны в одном предмете. Колготки – это самодостаточность, честность, спортивность, целомудрие. Колготки – это, если хотите, проявление равенства полов, в то время как система «чулки-резинки-поясок» вызывающе женственна, напоказ беззащитна, настоящая ловушка. Чулки носят самые артистичные и самые коварные. Страна чулок и подвязок – вот куда втайне стремится мой романтичный друг. А что касается несчастной страны мужских носков – эта страна совсем дурацкая.
Любое упоминание о носках персонажа в книжке связано с неблагополучием, слабостью, уязвимым положением. Именно что ахиллесова пята. В лучшем случае в носках крадутся, совершая преступление, в худшем – в них щеголяют в сцене комического соблазнения. Носки (даже с дырками) приемлемо выглядят на мальчике, но почему-то (даже если они самого лучшего качества) чудовищно унижают взрослого мужчину. Мачо-южане это безошибочно чувствуют и предпочитают обходиться вообще без них. Горан Брегович: белый концертный костюм, огромная сверкающая брошь под воротом, мокасины на босу ногу. Пресс-конференция Хулио Иглесиаса: «Простите, а┘ а почему вы без носков?» – «Ну, если это вас интересует, я вам скажу, что на мне и трусов под джинсами нет». Особый средиземноморский шик.
А вот обратный пример. «У него были такие красивые глаза. Такая красивая машина! На второе свидание он явился в сандалиях и черных носках. Третьего свидания не было!» – посетительница форума «С Подружкой – Откровенно и обо Всем!» оплакивает очередное Разочарование в Мужчине. Но и полна Гордости за свою Разборчивость. «Носки с сандалиями – это Big No No No!». «Белые носки вне тенниса или яхты – Big No No No!» Законы консьюмеризма фактически возводятся в степень нравственных постулатов.
Некая английская фирма выбросила на рынок новый продукт – специальные носки, предназначенные, чтобы их носили как раз с сандалиями. В качестве рекламы запускают в интернете блог – подборку фотографий разных британцев, обутых в стиле Socks and Sandals. Тонкий шовинизм: «Манера носить сандалии с портянками пришла к древним бриттам от германцев┘» Самодовольные клерки в отпуске позируют на фоне новеньких автомобилей, вереница типичных ист-эндеров вперемешку с брутальными персонажами Гая Ритчи, толстяк-шотландец в кильте и трогательных носках красного цвета, тут же фото Бэкхема – сидит на табуретке где-то, кажется, в раздевалке, в белых махровых носках и шлепанцах: «Даже Бекс придерживается этой моды». Бекс, впрочем, смотрится не жалко, не нелепо, а просто по-домашнему.
Носить носки с сандалиями и не выглядеть при этом смехотворно – для этого надо обладать мужественностью японских самураев или борцов сумо (японские сандалии-гэта предполагают как раз непременное наличие особо скроенных белых носочков). Из Японии вообще ползет носочная экспансия – там принято снимать обувь в любом помещении и поэтому носки являются деталью повышенной важности. А недавно мне попалась парадная фотография Миуччи Прады – в черных колготках и босоножках. А ведь колготки с босоножками считаются не меньшим Big No No No, чем сандалии с носками на мужчинах. Наверное, все зависит от степени уверенности в себе. Следуем мы моде – или же мы ее формируем.