Ребенок из России, который учится в Англии, вполне может встретиться с королевой. И не чувствовать себя чужаком.
Фото Reuters
Жванецкий говорил, что двойная ошибка – посылать детей за границу учиться, а потом возвращать их на родину. Они впитали другую жизнь, и «что-то в мозгах, какая-то крыша, что-то поехало там», объяснял он.
Конечно, можно учиться и в «Медовых лужках» на Рублевке, но вопрос об образовании неизбежно становится темой семейного совета и часто решается в пользу заграницы. Там, после нескольких лет в закрытой школе, ребенок получает так называемый А-level или его аналог. С этим уровнем он может поступать в любой престижный университет мира.
Обучение в английской элитной школе не более обременительно для родительского кошелька, чем поход по бутикам. В Милфилде годовое обучение обходится в 22 тысячи фунтов. Не все занятия обязательны, можно выбирать из списка предметов. Расположенная на 150 акрах школа имеет шесть теннисных кортов, две футбольные площадки, поле для гольфа, огромный плавательный бассейн, конюшню. Лошадь можно привезти с собой, что и делают некоторые арабские ученики.
Директор Милфилда Кевин Чини заверяет читателей рекламных проспектов, что дети в Милфилде становятся «счастливыми и уверенными в себе, потому что их ценят как личностей». Но даже этот райский уголок иногда сотрясают скандалы. Из школы была отчислена двенадцатилетняя ученица – за распространение с помощью мобильника фотографий, на которых она сняла себя нагишом. Сын кинозвезды Пирса Броснана избил соученика. После вечеринки с водкой упала с крыши и разбилась насмерть четырнадцатилетняя девочка.
Русские имена в этих скандалах не упоминались. Правда, несколько лет назад пресса смаковала детали того, как одного русского ученика послали к парикмахеру. «У нас усы запрещено носить», – объяснили ему. Это был внук Ельцина.
Пансион в европейской стране, где традиции частного образования существуют столетиями, – это не только престиж и хорошее образование, но и большая безопасность. Вероятность похищения ребенка ради выкупа здесь невелика, хотя некоторые ученики продолжают по российской привычке приходить на занятия со свитой. Директор основанной в 1596 году элитной школы в Олденхэме говорит, что охранники и личные шоферы, сопровождающие русских учеников, уже не кажутся ему экзотикой.
Отрыв от родных и тем более отъезд в чужую страну нелегко даются детям. Дочка одной известной жительницы Рублевки шутит: «Когда мне исполнилось пятнадцать лет, мама отправила меня в монастырь. Подъем там был в пять утра, завтрак скудный, школьная форма обязательна, отлучки в город нам разрешали только с группой и в сопровождении классной дамы». Конечно, это был не монастырь, а английская закрытая школа, но рассказ вызывает ассоциации с суровым детством из «Джейн Эйр».
Раньше Британия славилась «школами благородных девиц», теперь этих школ остались единицы. Лучшее в мире образование для девушек переместилось в Швейцарию, чьи закрытые женские пансионы являются питомниками будущих леди. Учебу можно совмещать с санаторным лечением, потому что почти все школы расположены в горах, среди захватывающих дух пейзажей. В одной из таких школ училась принцесса Диана.
Но швейцарское аристократическое образование не ограничивается одним женским. В Зале славы знаменитого Альпийского лицея среди выпускников названы правящий князь Лихтенштейна Ханс Адам II и его брат Николаус. Не каждое швейцарское учебное заведение раскрывает свои списки. Правило Института Розенберг, обучающего по педагогической системе Песталоцци, – не упоминать ни одной фамилии.
Елена Шлоссберг Вассо, владелица консультационной компании, работающей под лозунгом «Эксклюзивные услуги мирового класса – для солидных клиентов» и в том числе организующей обучение и отдых в Швейцарии, сказала, что сильные школы имеют в предвыпускных классах подавляющее большинство мальчиков. Девочки недотягивают. К примеру, в Альпийском лицее из 120 учеников 5 и 6-го классов, аналогичных 10 и 11-му нашим, только 34 девочки. Базовая стоимость обучения в Альпийском лицее – 58 000 швейцарских франков (в старших классах с одноместным размещением), что составляет сегодня 50 000 долларов. С дополнительными затратами (экскурсии, частные расходы, книги, а также уроки по дисциплинам, не включенным в обязательную программу, – это может быть еще один иностранный язык или музыка, вокал, балет) цена доходит до 90 000 франков, или 77 000 долларов. В Розенберге то же самое, а дополнительные затраты даже больше, сумма может доходить до 100 000 долларов в год.
Сколько русских детей учится в Швейцарии? «Статистику такую от школ получить нереально. Для них все русские, кто мало-мальски говорит по-русски», – констатирует г-жа Шлоссберг.
Когда семья много времени проводит за границей, случается неизбежное – дети начинают общаться между собой на иностранном языке. Но дальновидные родители понимают, что для ведения бизнеса детям понадобится грамотное владение русским. На помощь приходят частные учителя или русские колледжи, в которые надо ходить помимо основных школ. В них можно встретить и представителей СНГ.
Отец живущей в Берлине Наргизы – узбекский хлопковый король. Он отдал дочь в школу королевы Луизы, одну из первых в Германии по дате основания и, возможно, по стоимости обучения. Основной язык обучения немецкий, некоторые предметы можно изучать на английском или французском. Вместо уроков евангелизма мусульманка Наргиза посещает уроки эстетики. Но уроки русского обязательны в ее расписании – она занимается в русском колледже. «За университетским дипломом я поеду в Америку, в какой-нибудь «крутой» колледж», – мечтает она.
Это напоминает петровскую эпоху, когда боярские недоросли ездили набираться ума и «политесу» у иноземных учителей.
Родители сегодняшних учеников правдами и неправдами преодолели бурные этапы первичного накопления капитала. Они хотят, чтобы дети цивилизованно продолжали семейное дело. Задача «богатых деток» – превратиться в рафинированных и конкурентоспособных взрослых, хотя конкуренция и будет происходить в обособленном мире элиты, среди вчерашних однокашников.
═
Лондон