0
1888
Газета Стиль жизни Интернет-версия

20.04.2005 00:00:00

Обвиняемые молчат

Аэлита Жидяева

Об авторе: Аэлита Жидяева - студентка 4-го курса Библейско-Богословского института св. апостола Андрея

Тэги: стригольничество, история, исследование


Сейчас в современной науке происходит пересмотр многих традиционно устоявшихся позиций. Это касается отдельных личностей, событий и целых движений, которые когда-то имели негативную оценку. Это касается и стригольничества, которое историки обычно называют первой ересью, возникшей на Руси. Православная Церковь жестоко подавляла стригольников, видя в них секту соблазнителей и коварных обманщиков. В то же время некоторые исследователи находят много общего между стригольниками, реформационными движениями на Западе и протестантскими движениями в России. Историографы Протестантских Церквей прямо называют стригольников своими предшественниками.

Современная исследовательница М.С. Каретникова в статье "Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения" (Альманах по истории русского баптизма. СПб., 1999) пишет, что "стригольники выступили против установившегося на Руси "обрядоверия", магизма обрядности, когда весь смысл состоял именно в ее непонятности, лишая человека способности думать о духовной жизни и искать действительного спасения от греха и погибели. Стригольники подчеркивали духовный смысл всех церковных таинств, раскрывая значение христианской веры в изменении жизни христианина. Сведения о них мы имеем весьма скудные, а влияние на историю евангельского движения чрезвычайно велико".

Так кто же такие стригольники? И что такое стригольничество: возврат к язычеству и поворот к Евангелию? Попробуем провести сравнительное исследование противоположных оценок.

Обратимся к истории. В 1370 г. в крупнейших городах на севере Руси, в Великом Новгороде и Пскове, в среде образованного духовенства началось брожение, которое впоследствии приобрело массовый характер. Известными деятелями движения стали диаконы Никита и Карп. Знаменитый древнерусский церковный деятель Иосиф Волоцкий (1439-1515) в трактате "О новгородских еретиках" передал в предельно темпераментных тонах историю возникновения стригольничества. "Некто был человек, гнусных и скверных дел исполнен, именем Карп┘ Сей окаянный ересь составил скверную и мерзкую. И многие от православных христиан, которые слабы и неразумны, последовали ереси той┘" Таков тон всех письменных источников, дошедших до нас. Тенденциозность налицо, о чем свидетельствуют практически все исследователи. Это объясняется тем, что до нас дошли только произведения обвинителей, которые намеренно искажали существо дела.

Из этих источников очевидно, что диаконы Никита и Карп нашли много последователей и что они образовали новую религиозную общину, получившую название "стригольников". Они не имели специальных помещений и собирались либо в частных домах, либо под открытым небом. Одной из главных причин успеха их проповеди в народной среде была благочестивая христианская жизнь, что признавали даже их противники.

Растущая популярность стригольников вынуждала иерархов развернуть массированную идеологическую кампанию, направленную на искоренение ереси. В Никоновской летописи есть упоминание о том, что в 1375 г. новгородцы потопили в Волхове стригольников, в числе которых были представители духовенства, будто бы развращавшие своими проповедями простолюдинов, "слабых и неразумных, последователей ереси той". При этом в качестве обвинения им были зачитаны строки из Нового Завета: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18, 6).

О возможном происхождении стригольников высказываются различные точки зрения. Некоторые считают движение стригольников не самобытным явлением, а возникшим под внешним влиянием. Так, историк Церкви А.В. Карташов (1875-1960) высказывает мысль о косвенном заимствовании некоторых элементов учения стригольников у болгарских богомилов. Стригольники якобы получили от них "идейный полемический аппарат" для отрицания церковной иерархии и вообще всех внешних атрибутов богопочитания.

Академик Н.С. Тихонравов (1832-1893) связывает возникновение движения стригольников с немецкими "крестовыми братьями", которые во время свирепствовавшей в Германии чумы призывали народ к покаянию. Известные историки Н.И. Костомаров (1817-1885) и А.И. Никитский (1842-1886), напротив, подчеркивают русское происхождение движения и указывают, что оно было продуктом русского ума. Никитский прямо называет стригольничество первым религиозным движением, положившим "начало на Руси самородному религиозному мудрствованию".

О происхождении названия "стригольники" также существуют различные мнения. Одни исследователи объясняют наименование ереси связью ее с цеховой, ремесленной средой. По другой версии, их название восходит к особому обряду посвящения - специфической стрижки новообращенного. Наиболее правдоподобной кажется точка зрения академика Б.А. Рыбакова (1908-2001), который писал, что лидер стригольников Карп был вначале диаконом, а затем, после отлучения, стал расстригой, "стригольником". Таким же уничижительным прозвищем стали называться его последователи.

Интересно наблюдение современного историка В.А. Бачинина, высказанное им в книге "Византизм и евангелизм: генеалогия русского протестантизма" (СПб., 2003). "Характерно, что само понятие стригольничества не исчезло и не стерлось из памяти новых поколений. Не только "жидовствующих", но даже старообрядцев в XVII-XVIII вв. порой называли стригольниками. То есть в глазах православных ортодоксов слово "стригольник" стало аналогом европейского понятия "протестант".

Разумеется, это не единственный аспект, позволяющий нам провести параллели между стригольничеством и протестантизмом. Основополагающим является оппозиционность движения к православной вере и его обвинения господствующей Церкви. Прежде всего стригольники выступали против мздоимства при поставлении церковнослужителей в сан и отрицали посредническую роль продажной, по их мнению, Церкви в отправлении религиозных обрядов.

Стригольники порицали архиереев и монахов за стяжание больших имений, а белое духовенство - за поборы с живых и мертвых, за недостойную жизнь. Право учить, говорили они, принадлежит людям нравственным, нестяжательным, имеющим соответственный дар. Стригольники признавали авторитет Евангелия и отрицали значение церковного предания. Они не разделяли верующих на народ и духовенство. Между человеком и Богом, учили они, есть единый посредник Иисус Христос, каяться нужно пред Богом. Стригольники не видели необходимости ни в обрядах, ни в иконах, ни в мощах. Они призывали общество к нравственному возрождению.

Кроме того, что подчеркивается в современной баптистской литературе, важнейшим принципом вероисповедания стригольников было учение об оправдании перед Богом верою в искупительную жертву Иисуса Христа.

Однако в характеристике учения стригольников остается много неясных и спорных вопросов. Самым главным обвинением, выдвигаемым против стригольников, было то, что они прибегают к языческой практике и придерживаются дуалистического мировоззрения? На чем основаны подобные обвинения?

Некоторые исследователи считают, что ключевое значение для оценки стригольников как языческой ереси имеют содержащиеся в некоторых источниках указания о поклонении земле. Из обвинений, которые были выдвинуты в адрес новгородских еретиков, говорится, что они относились к земле как к божеству. Обычно при этом ссылаются на писания епископа Стефана Пермского (1340-1396), который боролся против язычников, обожествлявших земные стихии. "А кто исповедается земле, то исповедание не исповедание есть, ибо земля - бездушная тварь, не слышит и не умеет отвечать и не ответит согрешающему".

По мнению современного историка В.В. Милькова, "в ритуале стригольников дважды засвидетельствована земля, поклонение которой сливалось с культом мужского небесного божества". Ученый соотносит эти свидетельства с ситуацией на Руси того времени, где в народной культуре оставалась масса языческих пережитков, в том числе культ Матушки-Земли и Батюшки-Неба. Древнерусский обряд поклонения земле описывается и в "Повести временных лет". Но правомерно ли обвинять в этом стригольников?

Известно, что стригольники не признавали заупокойных молитв. Приверженцами православия в этом также усматривается языческое представление о смерти как переходе в иную форму жизни. Но аргументов в пользу языческого отношения стригольников к смерти нет. А значит, и это обвинение голословно.

Ересь стригольников, по убеждению Милькова, была дуалистической, она возрождала пантеистический культ Неба и Земли как двуединой божественно-природной субстанции. Обоснование пантеистического мировоззрения стригольников он видит в том факте, что они отвергали церковную организацию и духовенство как посредников между Богом и людьми. Доступность, близость и возможность непосредственного контакта с обожествленной природой делали ненужной церковную иерархию. Но подобные аргументы рассыпаются в прах за недостатком доказательств.

Главная трудность в поисках истины относительно стригольников состоит в том, что обвиняемые безмолвны. До нас не дошли источники собственно вероисповедания стригольников, все сведения о них мы черпаем из сочинений тех, кто к ним относился враждебно, предвзято и стремился искоренить это учение во что бы то ни стало, даже обвиняя в несуществующих грехах. Поэтому все суждения о стригольниках - это всего лишь гипотезы, не более.

Любое исследование стригольнического движения строится на предположении. И совершенно очевидно, что еще не пришло время ставить точку в деле стригольников и уж тем более выносить приговор. В связи со скудностью источников обе позиции - и критическая, и оправдательная - имеют равные права на существование. Но успокоиться на этом невозможно.

Безмолвствующие стригольники вопиют к восстановлению справедливости, а значит, необходимы новые исследования, которые помогут узнать историческую правду..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
635
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
762
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
715
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
715

Другие новости