В знаменитой сказке Ганса Христиана Андерсена жительница подводных глубин Русалочка, существо, лишенное души, в конце жизни должна растаять, расплыться морской пеной. Но она с этим не согласна. Как мы помним, желание заполучить бессмертную душу и любить оказывается столь сильным, что бедная Русалочка приносит себя в жертву. Изумительная сказка о жаркой силе любви привычно ассоциируется у нас с холодной Данией. Однако вспомним, что этот сюжет, как и большинство ему подобных, бродячий, т. е. может встретиться нам в любой стране, в любом времени: "Любовь, что движет Солнце и светила" остается по-прежнему заповедным желанием человеческого сердца.
В связи с этим неплохо бы вспомнить, что у нас на Руси тоже была такая отчаянная героиня - жертва любви к Любви. Звали ее Снегурочка. Если вспомнить сюжет пьесы Островского, а также либретто оперы Римского-Корсакова, снежная девушка, дочь Деда Мороза, по весне ушла из леса, заслышав песни людей. Ее томила страстная жажда┘ тепла, и в конце концов лучи Солнца растопили ее хрупкую оболочку и она погибла из-за любви.
Так что же такое в мифологическом представлении народов то самое Дивное Светило, которому Снегурочка отдает и тело и душу? Как видели его в древности?
В первую очередь следует заметить, что, как и положено предмету роковой девичьей страсти, Солнце - символ мужского начала. В Китае, например, оно издавна было императорской эмблемой, знаком "ян" у даосов, активной, могучей силой, оживляющей землю. Изображалось оно, как правило, в виде алого диска с трехногим вороном. Его три ноги символизировали соответственно восход, зенит и закат. У буддистов Солнце всегда символизировало свет Будды, просветление и высшую мудрость. Разумеется, в христианской символике столь значимый образ не мог остаться невостребованным - древние, глубокие корни связывают архетип Солнца с душами людей.
Как известно, у христиан Иисус Христос - "Солнце праведности", божественное, сияющее начало в человеке, его центр и смысл. Так как Луна в большинстве культур символизирует женское начало, стихийное естество, то изображение совокупно Солнца и Луны говорит нам о двойственной природе Христа и космических силах, склоняющихся перед Господом - Царем Вселенной.
В древних индейских культурах Америки Солнце - сердце Неба, Дух, оживляющий землю. Недаром ацтеки и инки называли себя "детьми Солнца". Кстати, в астрологии, которой индейцы были отнюдь не чужды, эта гордая звезда воплощает жизнь, умение выживать, сердце человека и его жаркие порывы. К сожалению, приходится помнить о том, что любой символ несет в себе скрытое ядро двойственности, свою "черную" и "белую" ипостась. Прежде всего это касается тех самых индейцев, для которых Солнце было Глазом Вселенной, Небесным Орлом и Хохлатой змеей. В известном ацтекском культе Пятого Солнца кровожадному богу войны Уицилопочтли без конца требовались все новые и новые человеческие жертвы. Объяснялось это тем, что Солнцу - хранителю и защитнику земли - нужны силы. А где же их и взять, как не из сердец принесенных в жертву людей?
Если мы присмотримся к этой двойственности образа Солнца, то могут всплыть удивительные параллели с уже упомянутой русской сказкой о Снегурочке - жертве Солнца, погибшей от его слишком жарких объятий.
Так что любовь неподалеку от смерти ходит. Хотя будем осторожны: в древнерусском отношении к Солнцу-Яриле мрачного, пожалуй, ничего и не было: напротив, это бог стремительный, могучий и прекрасный, посылающий огненные стрелы на землю. Ярилин день, 4 июня, справляли на Руси долго, вплоть до XIX века. Праздновался он буйно и широко: пели разгульные песни, водили хороводы, пили "чаши зелена вина". Объяснялись в любви беспрепятственно, целовались и обнимались в охотку. Вообще же подобного рода действа больше всего напоминали древние античные вакханалии. Ведь речь шла о плодородии, многочадии, одним словом, о любви и плодах ее. Нельзя сказать, чтобы Православная Церковь была довольна, видя такой разврат своих подопечных. Епископ Тихон Задонский очень возмущался Ярилой и называл его "идолом", а праздник Солнца - "игрищем". Ничего удивительного, что вскоре это торжество было запрещено.
Но Ярило - также и бог, покровительствующий воинам и борцам за добро. В отличие от кровожадного Солнца ацтеков никаких жертв он не желает - была бы добрая воля. От имени этого бога происходят многие русские "воинственные" и светлые имена: Ярослав, Ярополк, Яромил┘
Корень "яр" совмещает в себе несколько значений сразу: это и вешнее тепло, и юная, неистовая сила природы, и любовная страсть, и плодородие. Сам же Ярило был в представлении древних славян, подобно скандинавскому верховному богу Одину, молод, красив и разъезжал на белом коне в белой мантии. В левой руке держит он горсть ржаных колосьев, ноги его босы, на голове - венок из вешних цветов. Очень приятный бог┘
К Яриле славяне относились с великим почтением и любовью и все его атрибуты и символы в обиду не давали, уважали изрядно. Так, например, в знаменитый символ Солнца - блин, который печется в изобилии на Масленицу и означает проводы зимы и обновленную власть света, по традиции нельзя было тыкать вилкой. "Блин - не сноп, на вилы не наколешь", - так выражались наши мудрые соотечественники и были по-своему правы.
Они-то понимали, что общение с Солнцем - дело в высшей степени серьезное и значительное, так что даже к мелочам следует относиться со всем уважением. Что же касается "игрищ", как окрестил их Тихон Задонский, то "эти "игрища" были занятием ответственным - еще бы, ведь от них зависел урожай по всей земле! Слово "игра" первоначально обозначало священный обряд, нечто, по сути своей связанное с божеством. Недаром свадьбы у древних славян именно "игрались". Глагол это почтенный: ведь и в день летнего солнцеворота Солнце, по выражению наших предков, тоже "играло" - кружилось его пламенное колесо. Это колесо, восьмилучевый Коловрат (т. е. свастика) - древний знак всех солнцепоклонников, их оберег.
Так что, как видим, на Руси отношения с Солнцем были крепкими, корнями уходящими в небо и землю, теплыми, даже по-своему домашними. Да и сам солнечный бог, хоть и гневался иногда, все же был и жарок сердцем, и смел, и любвеобилен.
Так что, может быть, наша Снегурочка и не такая уж несчастная? Ведь в объятиях такого бога и растаять не зазорно┘